Парфюм-клуб

Объявление

Agent Provocateur Amouage Anna Sui Annick Goutal Armand Basi Avon Azzaro Badgley Mischka Baldinini Banana Republic Bond No 9 Boucheron Britney Spears Burberry Bvlgari By Kilian Cacharel Calvin Klein Carolina Herrera Caron Cartier Cerruti Chanel Chantal Thomass Chloe Chopard Christian Lacroix Clinique Comme des Garcons Comptoir Sud Pacifique Coty Creed Davidoff Dior Diptyque Dolce&Gabbana Donna Karan D`Orsay E. Coudray Elizabeth Arden Elizabeth Taylor Emanuel Ungaro Emilio Pucci Escada Escentric Molecules Esteban Estee Lauder Etat Libre d`Orange Etro Fendi Fragonard Franck Olivier Frapin Frederic Malle Ghost Gianfranco Ferre Giorgio Armani Givenchy Gloria Vanderbilt Gres Gucci Guerlain Guy Laroche Halston Hanae Mori Harajuku Lovers Hermes Histoires de Parfums Hugo Boss Iceberg Il Profvmo Isabel Derroisne Issey Miyake Jacomo Jean Couturier Jean Patou Jean Paul Gaultier Jennifer Lopez Jesus Del Pozo Jil Sander Jo Malone John Galliano Joop! Jovoy Paris Juliette Has A Gun Keiko Mecheri Kenzo Krizia L Artisan Parfumeur La Maison de la Vanille La Perla La Prairie Lacoste Lalique Lancome Lanvin Laura Biagiotti Les Copains Les Parfums de Rosine Loewe Lolita Lempicka Lostmarch Louis Feraud Lubin Lush L`Occitane en Provence M. Micallef Maitre Parfumeur et Gantier Mandarina Duck Marc Jacobs Masakï Matshushïma Mauboussin Max Mara Mexx Michael Kors Missoni Molinard Montale Montana Moschino Naomi Campbell Narciso Rodriguez Nez a Nez Nina Ricci ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Парфюм-клуб » Полезные ссылки и информация » История парфюмерии


История парфюмерии

Сообщений 121 страница 132 из 132

121

Парфюмерия в России

Духи страны советов
Для граждан Советского Союза словосочетание «отечественная парфюмерия» было наполнено четким и ясным смыслом. Двенадцать парфюмерных заводов производили духи по рецептурам, созданным советскими парфюмерами из натуральных эфирных масел растений, произрастающих на территории Советского Союза, и синтетических душистых веществ, разработанных советскими химиками. Наличие в парфюмерной композиции импортного сырья было строго регламентировано - допускалось использовать не более 50% ингредиентов «заморского происхождения». Конечно, необходимость работать почти исключительно на отечественном сырье ограничивала фантазию парфюмеров. В то время как в распоряжении французских мастеров оыло уже более тысячи синтезированных душистых веществ и около 300 эфирных масел, российская сырьевая база была представлена всего лишь двумя сотнями синтетических веществ и 20 натуральными эфирными маслами. «Масла придают аромату богатство, синтетические вещества - оригинальность, -говорят парфюмеры. - Однако в 60-е годы мы закупали за границей натуральные эфирные масла только тех растений, которые не произрастали на территории Союза. Позднее стали закупать и готовые композиции, но в небольшом количестве». Центральный Совет парфюмеров рассматривал все создаваемые рецептуры и не допускал в производство те, в которых импортных составляющих было более половины. Тем не менее, несмотря на все эти сложности, в 80-е годы в Советском Союзе выпускалось порядка 600 наименований духов, что, впрочем, нисколько не уменьшало очередей за «настоящей Францией».
После того, как в период рыночных преобразований была почти полностью разрушена отечественная сырьевая база, научные исследования «заморожены», а стекольные заводы переориентировались на выпуск стеклотары для винно-водочных изделий, ответ на вопрос, что такое отечественная парфюмерия, перестал быть таким однозначным.

Три источника
Что же такое отечественная парфюмерия сегодня, когда практически отсутствует местное производство сырья, тары и упаковки? Специалисты говорят о трех возможностях ее создания. Часть современной российской парфюмерии выпускается по рецептурам, разработанным нашими парфюмерами (очень часто используются и старые рецептуры, созданные еще в советское время). Такие духи «собирают» из отдельных компонентов композиции непосредственно на парфюмерной фабрике. Однако значительную часть сырья для этих ароматов предприятия все равно вынуждены закупать за рубежом. Вторая возможность - закупка готовых базовых композиций с целью использования их как основы для дальнейшего творчества. Подобный путь - распространенная мировая практика, являющаяся следствием глобальной специализации. Местные производители всех стран мира закупают готовые парфюмерные композиции для создания национальной продукции у таких крупных сырьевых компаний, как Dragoco, Firmenich Gmbh, Givaudan, International Flavors Fragrances (IFF), Mane Fils S. A.. Florescence и т.д. - всего их около двадцати. Используя эти композиции-базы, а также эфирные масла и синтетические душистые вещества, парфюмеры создают аромат «со своим лицом».
И, наконец, самый простой путь создания духов - закупка готовой композиции, в которую потом добавляют воду, спирт и разливают во флаконы. В этом случае говорить об отечественной парфюмерии можно только как о продукте маркетинга, где российскими являются лишь «сборка» и «концепция» продукта, когда выбор композиции, названия, флакона и упаковки делается российской компанией.

Рынок массовой продукции: борьба обостряется
В России производством парфюмерной продукции, включая одеколоны и фитоодеколоны, занимается около 20 компаний. Однако сейчас количество производителей парфюмерии стало стремительно увеличиваться. Конечно, лидерами этого рынка по-прежнему остаются такие гиганты, как "Новая заря" и концерн "Калина". Однако в игру включились и представители других сфер бизнеса. По пути создания собственной парфюмерной марки пошли некоторые торговые компании. Так поступила, например, компания-оптовик «Санни», выпустив в прошлом году целую коллекцию собственных ароматов. Парфюмерия как дополнительный бизнес привлекает и производителей спиртосодержащих изделий, будь то алкогольные напитки или бытовая химия. Например, с недавних пор четыре наименования парфюмерной продукции (два вида духов, одеколон и душистую воду) выпускает самарский производитель непищевой спиртосодержащей продукции ООО «Буянское» - предприятие, начинавшее бизнес с выпуска винных напитков. О повышающемся интересе к производству парфюмерии говорит и появление на парфюмерно-косметическом рынке фирм, предлагающих консультационные услуги в этой области. Так, компания "Парфюм Симфони" предлагает свои услуги тем, кто собирается производить массовую парфюмерную продукцию, обучает персонал. Все это свидетельствует о том, что на рынке массовой парфюмерии могут произойти существенные изменения...
Российские парфюмеры советской школы утверждают, что наши духи ничуть не хуже французских уровня «люкс»(так называемого селектива). Однако аналитики рынка всю отечественную продукцию относят к категории «масс-маркет». "Селективных марок у нас нет не потому, что мы не можем разработать их рецептуру, - говорит Владимир Дзюбан, - а потому, что для выхода на рынок в селективную продукцию нужно вложить миллионы долларов". "Стоимость композиции даже самых дорогих французских духов, - комментируют эту ситуацию специалисты, - не превышает 20% от конечной цены аромата, все остальное - это громкое имя, дорогой флакон, дорогая упаковка и деньги, потраченные на его рекламу и продвижение. У российских производителей таких возможностей нет». Впрочем, производители отечественной продукции и не стремятся играть на поле : «селектива», поскольку сегодня в России выгоднее производить массовую продукцию. Несмотря на рост покупательской способности населения, большинство россиян все-таки не могут себе позволить пользоваться духами за 30-50 долларов, И тогда выбирать им приходится между откровенными подделками под известные селективные марки, импортной продукцией «масс-маркет» и отечественной парфюмерией. Буквально несколько лет назад выбор среднестатистического россиянина чаще всего падал на импортную продукцию. Срабатывал стереотип: духи хорошие уже потому, что «французские». Эта позиция изголодавшегося по ароматам «made in France» российского потребителя, а также объективная слабость российской парфюмерной промышленности, лишившейся в постперестроечный период сырьевой базы и производственной инфраструктуры, привели к тому, что на рынке массовой продукции безраздельно господствовали импортные марки. Фактически, у нас сложилась уникальная ситуация, когда более 60% рынка массовой парфюмерии занимают импортные продукты. В то время как во всем остальном мире ситуация ровно противоположная: более 60% рынка недорогой парфюмерии принадлежат местным маркам, импорт же - почти исключительно селектив.
Изменилось ли сейчас отношение россиян к российским духам? По разным данным, доля отечественной парфюмерии в общем объеме продаж составляет 30-37%. Однако, по результатам опросов потребителей, только 2% россиян пользуются парфюмерией местного производства. Скорее всего, это говорит о том, что женщины просто стесняются признаваться, что пользуются российскими духами. Увы, но производителям ароматной продукции еще очень долго придется бороться с пристрастиями женщины к "ароматам Парижа". И делать это, кажется, можно только двумя способами - создавать качественные запахи по уровню не ниже западного "масс"- или "мидл-маркета", соблазняя потребителей доступной ценой и не рассчитывая на то, что такой флакончик когда-нибудь покинет пределы туалетного столика своей обладательницы. Или же помимо качества предложить потребителю еще и некую идею, стоящую за ароматом. Причем идею настолько мощную, что она поможет отечественной парфюмерии конкурировать с престижем западных марок.

Русская идея
Вопрос престижа отечественной парфюмерии был впервые поднят в 1999 году, когда концерн «Калина» учредил Международный конкурс на лучший аромат года «Хрустальный букет», в котором принимают участие известные компании - разработчики ароматических композиций. Согласно условиям, предложенные ими ароматы должны отражать грядущие тенденции парфюмерной моды. Представленные композиции оцениваются жюри по двум номинациям - «лучший женский аромат года» и «лучший мужской аромат года». На основе композиций -победителей концерн «Калина» производит туалетную воду (мужскую и женскую), которая продается ровно год, а затем снимается с продажи. Свою цель организаторы конкурса видят в возрождении в стране парфюмерного искусства, повышении имиджа российской парфюмерии и выходе отечественной парфюмерной продукции на международный уровень. Многие, правда, задают вопрос, как можно поддерживать российское парфюмерное искусство, стимулируя творческую активность международных сырьевых гигантов? Ответ очевиден - концерну удалось доказать, что российские компании, производящие парфюмерию, - серьезные клиенты крупнейших сырьевиков. Россия вряд ли когда-то сможет «догнать и перегнать» Францию, Германию и США по производству душистых веществ, поэтому российскому парфюмерному производству остается развиваться по пути, предложенному современной глобальной экономикой, то есть закупать ароматические композиции и сырье у лидеров этого направления.
Повышению престижа отечественной парфюмерии способствовали и еще два события - открытие музея парфюмерного искусства в Гостином дворе и парфюмерного бутика «Новая заря». Бутик впервые предложил покупателю российской парфюмерии не только полный ассортимент продукции, производимой фабрикой, но и западный уровень сервиса. Духи, туалетная вода, ароматизированные саше и другие приятные мелочи находятся в открытом доступе - каждый можно повертеть в руках и понюхать. Здесь же к услугам покупателей консультанты, которые помогут сделать выбор, осторожно перебирая флакончики с ароматной жидкостью рукой в белой перчатке - чтобы не оставлять следов на флаконе. В таком месте покупатель не может испытывать комплекс неполноценности из-за того, что его выбор пал на отечественную парфюмерию. Здесь буквально все - и интерьер, и ассортимент, и обслуживание - способствует высокой самооценке пришедшего. Собственно, все эти факты и позволяют судить о том, что в ближайшие несколько лет отечественная парфюмерия сможет занять достойное место на российском рынке.

Ссылка

122

Как в России менялась мода на парфюм

Чем пахла Анна Каренина? Как можно было отличить по запаху москвичек от ленинградок? И почему современный «Шанель № 5» уже совсем не тот, что был в «Бриллиантовой руке»? Ответы на эти вопросы знает парфюмерный искусствовед, историк и критик Элина Арсеньева, хозяйка уникального частного музея парфюмерии.

http://spb.mk.ru/upload/iblock_mk/475/92/d3/16/DETAIL_PICTURE__61691589.jpg

Коктейль из космоса и пряных трав

Музей парфюмерии — это всего одна небольшая комната.
— У меня же не музей флаконов и не музей стекла, я собираю ароматы. А их, как вина, нужно хранить в темноте. Все спрятано в шкафах, — объясняет Элина Арсеньева.
В ее коллекции, которая собирается с конца 1980-х, уже более 4 тысяч экспонатов. И каждый день добавляется один-два новых.

— Вот, например, духи «Ярославна» мне привезли из Казахстана. Они были выпущены в 1967 году в честь полета Валентины Терешковой в космос. А называются «Ярославна» потому, что она была родом из Ярославля, — рассказывает Элина. — Духи составила одна из лучших советских парфюмеров Алла Григорьевна Бельфер. Они пахнут пряными травами. Когда-то их преподнесли от СССР лидеру Индии Индире Ганди.

В советских магазинах «Ярославна» стоила порядка 15–20 рублей. Не дешево по тем временам. Но в продаже встречались духи по цене 30, а то и 60 рублей. Чаще, конечно, они шли на экспорт. И, кстати, были вполне конкурентоспособны на Западе.
— А еще выпускались огромные парфюмерные наборы, в которые могло входить и до 20 предметов, — говорит парфюмерный историк. — Например, набор в честь строительства Дворца Советов был величиной в пол квадратного метра.
Причем уникальны они были не только размером. При каждой парфюмерной фабрике работала артель инвалидов, которая вручную клеила коробки сложной формы, выстилала их шелком с изысканными складочками. И флакончики заказывались особые. Например, в Ленинграде на фарфоровом заводе делали флаконы с ручной росписью, эмалями. А ламповый завод поставлял к ним пробочки — дурацкие металлические, как патроны от лампочек.

СССР благоухал Крымом

У Элины Арсеньевой так за каждым флакончиком, за любой пробиркой с ароматной капелькой тянется своя история. Неудивительно, что экскурсии в музее затягиваются на 3–4 часа.
— Я люблю показывать исторические парфюмы. Самый старый экспонат у меня — флакончик с духами 1904 года — L’Origan Coty, — говорит Элина. И дает понюхать парфюмерный артефакт, у которого аромат… «Красной Москвы».
— Так с французов и «содрали», — улыбается Арсеньева. — Клон делал уникальный человек — Август Мишель, француз, работавший на московской фабрике Генриха Брокара, которая после революции стала «Новой зарей». И там просто возродили проверенный рецепт Мишеля и стали массово выпускать «Красную Москву» — прекрасные французские духи.
Августу Мишелю нужно сказать спасибо не только за «Красную Москву», а по сути за всю советскую парфюмерию. Именно этот человек, консерватор, воспитанный на идеалах Франции XIX века, учил наших первых послереволюционных парфюмеров. Потом его каноны были закреплены в учебниках. И почти на сто лет парфюмерный стиль в России законсервировался.

— Основой всех советских духов была мускусно-амбровая база, дающая теплую ноту уюта и придающая стойкость духам. И на этой базе — богатый цветочный букет. Получалось красиво, — отмечает Элина.
Причем в московских духах мускус и амбра чувствовались сильнее, ленинградские были легче, как будто прозрачнее. А вообще СССР пах Крымом. Там располагались обширные поля, где выращивали сырье для парфюмерной промышленности.

За соблюдением канонов следили специальные комиссии, функционировавшие при каждой фабрике. Они могли совершенно субъективно зарубить новый аромат, назвав его слишком фривольным и не подходящим советской женщине. Но они же не позволяли опускать высокую планку.
— Парфюмерная традиция сохранялась в стране вплоть до перестройки. Еще 1989 году на той же «Новой заре» выпустили аромат «Анна Каренина». Нюхаешь его и понимаешь, что именно так и могла благоухать героиня Толстого во второй половине ХIХ века. Это аромат того времени, — считает Элина.

Деревянный шкаф — враг парфюмеров

У советских женщин был воспитан отменный парфюмерный вкус. С одной стороны, отечественные фабрики следовали не плохим канонам. С другой — внешторговцы допускали на наш рынок только достойные образцы западных ароматов — из новинок «Шанель», «Диор», «Живанши», «Ланком», «Ги Лярош» выбирали самое лучшее.
— Только в СССР одним из критериев качества стала стойкость аромата. До сих пор наши женщины вспоминают духи, которые держались трое суток. Такого парфюма в мировом масштабе за всю историю было не так уж много, но советские дамы попробовали все подобные образцы, — говорит Арсеньева.
Тем временем парфюмерная мода на Западе менялась каждые десять лет. Так, из-за протестов зоозащитных организаций во всем мире запретили мускус и амбру.

Сразу после Первой и Второй мировых войн были популярны грубые кожаные ароматы. Такими сейчас и мужчину-то можно напугать. А когда война была далеко — в 30-е или 60-е годы, — в моду входили нежные замшевые, пудровые запахи.
— Еще есть такой феномен: девочке хочется пахнуть, как мама, но не хочется пахнуть, как бабушка. А лучше всего аромат бабушкиных духов сохраняется в деревянном шкафу. Сколько же неприятностей доставляют эти шкафы парфюмерным компаниям, заставляя постоянно искать что-то новое, — рассказывает Элина. — Знаменитый «Шанель № 5» с 1950-го менялся пять раз. И это только официально.
Чтобы удачные ароматы прошлого вернулись в моду, нужно, чтобы умерло поколение внучек, а правнучкам надо выкинуть старые шкафы. Сейчас мы возвращаемся к ароматам 1930-х.

В Россию «сливают» ароматное барахло

К началу перестройки уже третье-четвертое поколение советских граждан пользовались духами с похожими запахами. Хотелось чего-то нового.
— Да, это был хороший качественный парфюм, но тут — как в «Белом солнце пустыни» — «Опять икра?». Людей просто перекормили икрой, — сожалеет Элина.
С жадностью наши сограждане накинулись в 1990-е на импортный ширпотреб. Скупали все заграничное. Мировые производители поняли, что нам можно «слить» любое барахло.
— Сейчас Россия — это парфюмерная помойка для всего мира. Более того, хорошее просто не хотят к нам завозить, а продают универсальную парфюмерную «кока-колу». У меня есть знакомые владельцы частных парфюмерных магазинов, не сетевых. Они лично ездят в Европу и буквально упрашивают поставщиков продать им интересные ароматы. А те не хотят, считают, что наш народ все равно не оценит, — возмущена Арсеньева.
По ее мнению, сейчас петербуржцы в массе своей покупают не те духи, которые им понравились, а те, что им навязала парфюмерная реклама, которая в последние два года стала гораздо агрессивнее.
— Я считаю, что это агония парфюмерной промышленности. Это не значит, что она умрет завтра. Но закат всегда наступает после зенита. Зенит был в конце 1980-х. Промышленность погибает, частники останутся, даже у нас это дело возрождается, появляются парфюмеры, работающие на себя. Несколько уже есть и в Петербурге. Но в промышленности все упрощается. Даже классические запахи меняются, — говорит искусствовед. — Я люблю зайти в крупный парфюмерный магазин. Там ко мне подбегают девочки-консультанты, начинают расхваливать духи, советуют, например, купить «Диориссимо» — «Это же классика!». А я им: «Нет, вот у меня — классика» — и достаю «Диориссимо» 1957 года. Они нюхают и расстраиваются. За полвека у духов заметно изменились состав и запах. Мне кажется, они стали хуже и проще.

123

Из истории парфюмерии. Авторский фильм http://www.youtube.com/watch?v=LyB5KDrruEY

124

Grettel
Вера, спасибо за последнюю статью - Я прямо окунулась в детство своё и юность - помню прекрасные духи на атласных подложках, саму коробочку было приятно в руках подержать, и ароматы держались сутками, это точно!

125

Вера, спасибо за статью, как это я раньше -то не добралась. Наверно всё так, но как-то грустно! Интересно, ну не увлекались у меня в семье никто духами. Подарила я помню маме Альянс Дзинтарс (всё время историю вспоминаю). Уже тогда я их оценила, а мама почти не носила. Теперь удивляются, откуда у меня увлечение. Но всё равно, даже не нюхавши в детстве много именно ленинградских духов, я конечно согласна, что это совсем не московский почерк.

126

Дореволюционный аромат. История российской парфюмерии

Говоря о высоких образцах парфюмерного искусства, мы чаще всего мысленно переносимся во Францию, родину изысканных ароматов. А вот российские духи, увы, у современников едва ли вызовут восторженные эмоции. Сложно в это поверить, но когда-то Россия являлась производителем парфюмерной продукции, которая конкурировала с европейской и была не просто равной среди равных, а лучшей среди лучших. Отечественные парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках. Правда, речь идет о России дореволюционной.

Следует признать, что парфюмерная отрасль в России начала развиваться гораздо позже, чем в западной Европе.

Прообразы современной парфюмерии употреблялись еще в древнем Египте и Китае. В Европе духи стали появляться примерно в 10 веке, после того как в Италии был получен виноградный спирт, ставший основным парфюмерным компонентом. Во Франции на рубеже 17 -18 веков началось промышленное производство парфюмерии и косметики. А самый популярный парфюмерный товар – одеколон (в переводе с французского «Eau de Cologne» – «Кёльнская вода») появился в 1709 году.

http://casual-info.ru/images/Pict/rallepants.jpg    http://casual-info.ru/images/Pict/brocadeprint.jpg

К началу 20 века парфюмерно-косметический рынок России был наполнен продукцией, иностранных компаний, большинство из которых были французскими. С ними небезуспешно конкурировали компании российские, если не считать совсем мелких производителей, их насчитывалось немногим более 30-ти.

В области моды и парфюмерии главным пристрастием русских было, конечно же, всё французское. Но, несмотря на огромную популярность иностранных товаров, русские парфюмеры постепенно доказывали, что они не хуже и им удалось заявить о себе не только на внутрироссийском, но и на мировом рынке.

Изучая опыт западных коллег, российские парфюмеры, в конце 19 века сделали невероятный скачок. О высочайшем качестве парфюмерной продукции, производимой в России, говорит огромное количество международных наград, полученных на Всемирных торгово-промышленных выставках

http://casual-info.ru/images/Pict/brocar.jpg

Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» говорило о высочайшем качестве товара. Получить такое звание и разрешение на употребление изображения государственного герба на своей продукции в Росси просто так было невозможно. Дозволение на использование государственного герба могло дать только Министерство Императорского двора. А прежде, чем стать поставщиком императорской семьи, производитель был обязан не менее восьми лет производить исключительно качественный товар.
Среди русских парфюмерных компаний поставщиками императорского двора являлись товарищества Брокара, Ралле, Остроумова, Сиу.

http://casual-info.ru/images/Pict/chepelevprint.jpg    http://casual-info.ru/images/Pict/ermans.jpg

Многие парфюмеры были выходцами из европейских стран, прочно обосновавшиеся в России.  Среди крупных парфюмерных компаний России конца 19-го начала 20-го веков были - парфюмерная лаборатория Г. Голлендера, «Завод царского мыла», начавшие свою деятельность с производства фармацевтических товаров товарищества «Р.Кёллер и Ко» и «К. Эрманс и Ко», очень высоко ценилась в России и за рубежом парфюмерная продукция фабрики Самуила Чепелевецкого «С.И. Чепелевецкий с сыновьями».

http://casual-info.ru/images/Pict/lilaflery.jpg

К крупным производителям относилась парфюмерная фабрика товарищества «Э. Бодло и Ко», (второе название «Виктория Регина»). Выходец из Франции Эмиль Степанович Бодло был создателем любимейшего у почитателей парфюма одеколона «Лила Флёри». Этому аромату популярный в дореволюционной России композитор Оскар Кнауб, посвятил один из своих вальсов, который так и назывался «Лила Флёри».

http://casual-info.ru/images/Pict/obmoderne.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/himlabora.jpg

Большинство знаменитых парфюмерных производств находились в Москве. В Санкт-Петербурге «тон задавали» два крупных предприятия. В 1860 году, провизор и купец первой гильдии Федор Иванович Каль основал «Петербургскую химическую лабораторию», на которой производили всевозможные косметические новинки, а также замечательные духи и одеколоны. С 1890 года предприятие именовалось Акционерное общество «Санкт-Петербургская химическая лаборатория». В это время на фабрике работал, возглавляя отдел продаж, отец поэта Саши Черного. В товарищество c почти сходным названием «Санкт-Петербургская техно-химическая лаборатория» входило подразделение «Василий Аурих», названное так по имени талантливого изготовителя парфюмерии, главного лаборанта, или, как его называли в то время, главного «носа» фабрики Василия Ауриха.

Единственное в России русско-французское акционерное товарищество «Модерн», славилось не только утонченными ароматами, но и изящными флаконами, которые изготавливались на знаменитых стекольных заводах братьев Грибковых и заводах Ивана Ритинга.

http://casual-info.ru/images/Pict/ferrein.jpg

У большинства людей фамилия Феррейн ассоциируется со знаменитой старейшей московской аптекой №1 на Никольской улице. Сын Карла Феррейна, почетного гражданина Москвы, создателя, как тогда её именовали, Старо-Никольской аптеки, выдающийся фармацевт Владимир Карлович Феррейн не просто продавал лекарства, он их создавал. И, по свидетельству многих авторитетов фармакологии, технология приготовления лекарств у Феррейна была недосягаема для всех остальных аптек.

http://casual-info.ru/images/Pict/ferreinvnutri.jpg

Но Владимир Карлович Феррейн, был знаменит и как замечательный производитель парфюмерии. В самой крупной европейской аптеке того времени, коей являлась аптека на Никольской 23, можно было купить множество разнообразных духов, одеколонов и прочей парфюмерной продукции.

http://casual-info.ru/images/Pict/siuparfume.jpg    http://casual-info.ru/images/Pict/siuco.jpg

Одним из знаменитых создателей «высшей парфюмерии» в России был Альфонс Сиу, француз, обосновавшийся в Москве в 1853 году, изначально прославившийся на кондитерском поприще. Товарищество «Сиу и Ко», помимо прочей парфюмерии, выпускало большое количество высококлассных духов, этот вид продукции превышал выпуск более дешевых одеколонов. Фирма имела свои базы и роскошные магазины по всей территории России, в Прибалтике и Польше.

http://casual-info.ru/images/Pict/ostroumov.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/ostroum.jpg

Еще одна парфюмерная фабрика принадлежала талантливейшему провизору, родоначальнику мировой лечебной косметики и косметологии в России Александру Остроумову («Товарищество Остроумова»). Особенностью российской парфюмерии была ее тесная связь с аптекарским делом. Из среды аптекарей появились многие звезды российской парфюмерии. Выдающийся парфюмер и косметолог Александр Остроумов, начал свой путь простым провизором и таковым именовал себя, достигнув огромных результатов. Его духи и одеколоны были очень почитаемы в артистических кругах. Среди поклонниц парфюмерной продукции Остроумова были балерина Тамара Карсавина, певица Надежда Плевицкая, балерина Мария Петипа, актриса Малого театра Вера Пашенная, примы Большого театра, певицы Антонина Нежданова, Елена Степанова и многие другие.

http://casual-info.ru/images/Pict/rallets.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/rallek.jpg

127

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Одной из старейших и крупнейших в России, была фабрика Альфонса Ралле, француза по происхождению. «Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко», было создано в 1843 году. За отличное качество продукция этой фабрики получила огромное количество всевозможных наград, плюс почетное звание «Поставщик Императорского Двора».

http://casual-info.ru/images/Pict/ralletbotle.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/ralleus.jpg

На Всемирной выставке в Париже в 1878 году парфюмерные новинки компании Ралле были признаны «выше всякой награды», а в 1900 году продукция торгового дома получила премию «Гран-при». По своему масштабу и количеству выпускаемой продукции «А.Ралле и Ко» превосходила многие западные фабрики.

Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю.» Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже появился новый «божественный аромат».

http://casual-info.ru/images/Pict/ralletshop.jpg

В 1857 Альфонс Ралле уехал во Францию, а в России фабрикой управлял директорат во главе с другим выходцем из Франции Эдуардом Бо. Его сын Эрнест, родившийся в Москве, продолжил династию. Свою карьеру он начал парфюмером-лаборантом. В 1917 году семья Бо вернулась на историческую родину. Эрнест продолжил свою работу на парфюмерном заводе в Грассе, где Альфонс Ралле выпускал свою продукцию (с 1898 года под маркой компании Chiris). Именно там Эрнест Бо создал один из самых знаменитых мировых ароматов - легендарные «Шанель N 5».

http://casual-info.ru/images/Pict/rallefrans.jpg

Под маркой Chiris парфюмерное предприятие в Грассе просуществовало до 1922 , в это время очень популярными были духи Rallet Lе № 1., Lе Gardenia и др. С 1922 года фабрика стала принадлежать компании Coty, где до 40-х годов продолжали выпускать духи, рекламирую их как роскошный бренд. В 1963 году новые владельцы переименовали духи в Rallet Pfizer, но через некоторое время бренд прекратил своё существование.

Начало 20 века, которое по праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии», связано с именем выдающегося создателя парфюмерной продукции, талантливого и предприимчивого фабриканта французского происхождения, Генриха Брокара. В конце 19 века в Росси не было человека, который не пользовался бы той или иной парфюмерно-косметической продукцией, выпускаемой Брокаром.

http://casual-info.ru/images/Pict/brokarfirm.jpg

Генрих Брокар был потомственным парфюмером. В 1861 году он приехал в Россию и, женившись на Шарлоте Равэ, дочери обрусевшего бельгийца, навсегда остался в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное предприятие. С самого начала своей деятельности Генрих Брокар показал себя не только парфюмером с «большой буквы», но и выдающимся коммерсантом. Его фирма приобрела невиданную популярность благодаря отличному качеству продукции и умелым рекламным ходам.

http://casual-info.ru/images/Pict/brokarreclama.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/reklamabrokar.jpg

Сначала Брокар занялся изготовлением мыла. Несмотря на то, что его продукция была высококачественной, в России вся «денежная публика», поклонялась западу и предпочитала заграничные товары. Ну а бедным было не до мыла. Тогда жена Брокара Шарлота предложила использовать рекламный трюк, предложив создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! Про взрослых тоже не забыли. Для них было выпущено разноцветное мыло в виде овощей. Такой кусочек мыла от Брокара стоил всего копеечку.

http://casual-info.ru/images/Pict/brokartekst.jpg

"С копейки ты и получишь миллион!» — приговаривала Шарлотта, и оказалась права. Оригинальное «копеечное» мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. Появился интерес и к другой брокаровской продукции - кокосовому мылу, уже за пять копеек. А за ними обрело популярность круглое мыло «Шар». В1865 году на Выставке русских производств в Москве «народное мыло» получило серебряную медаль. Предприятие Брокара постепенно превратилось в мощную, хорошо оснащенную фабрику, на которой, помимо мыла изготавливали косметическую продукцию. Первые ласточки – это помада «Румяная» и пудра «Лебяжий пух».

http://casual-info.ru/images/Pict/odekalonbrocar.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/boxbrocar.jpg

В 1872 году на Никольской улице открывается первый фирменный магазин Брокара, а затем еще один в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию второго магазина был придуман сюрприз-новинка - набор косметики, состоящий из мыла, помады, духов, одеколона, саше, крема и пр. Всего же насчитывалось десять изделий и всё в одной коробке. Но главное – это фантастическая цена - один рубль. Благодаря широкой рекламе покупатели буквально ломились в открывшийся магазин. Дело дошло до полиции. В первые же часы торговли было продано две тысячи наборов!

Но всенародная слава обрушилась на Брокара после того, как он изобрел легендарный одеколон «Цветочный». Для его рекламы на Всероссийской промышленно- художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды били струи нового одеколона. Такая рекламная компания имела ошеломляющий успех, пресса шумела о «брокаровском чуде». В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль. Знаменитый «Цветочный» на долгие годы стал первым массовым одеколоном в России.

http://casual-info.ru/images/Pict/krasnaymoskva.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/moscvakrasnay.jpg

В 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Несмотря на то, что дамы из царской семьи предпочитали французские ароматы, особенно с оттенком розы, духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».

http://casual-info.ru/images/Pict/glassperfume.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/antiquebottle.jpg  http://casual-info.ru/images/Pict/flakonrassia.jpg

Духи знаменитых российских парфюмеров славились не только своими ароматами. Флаконы, в которые их разливали, отличались красотой и изяществом. Отечественные стеклоделы не уступали европейским мастерам. Внешний вид флаконов и упаковочных коробочек, разрабатывался с учетом того, чтобы привлекать внимание мужчин, ведь именно они был самыми частыми покупателями духов и одеколонов, считавшихся отличным подарком для прекрасных дам. В те времена женщины не часто самостоятельно покупали себе меха, драгоценности и духи. Поэтому красивый броский флакон или яркая коробочка должны были привлекать к себе мужской взор. Запах духов не имел для мужчины большого значения, главным для него было увидеть восторженную реакцию избранницы, заметивший в руках дарителя, дорого выглядящий предмет.

http://casual-info.ru/images/Pict/serebroflakon.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/faberge.jpg

К созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, например Фаберже, а к работе над этикетками могли привлекаться видные художники. На флаконах из драгоценных металлов часто можно было увидеть фамилию или инициалы мастера. Уже в начале XIX века в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии. Обычно их изготавливали из картона или дерева и обтягивали шелком или бархатом. В подарочные коробочки вкладывались изящные поздравительные карточки, выполненные по желанию заказчика, либо вкладыши от изготовителя продукции. Некоторые флаконы выполнялись по специальным заказам российской аристократии.

http://casual-info.ru/images/Pict/modernbox.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/ropetov.jpg

В оформление парфюмерной упаковки конца 19 века нередко прослеживался «неорусский» стиль, или, так называемый, «ропетовский стиль», происходящий от имени его основоположника архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет). На парфюмерных этикетках и упаковках, на вкладышах и рекламных плакатах изображались русские красавицы, герои русской истории, сказочные персонажи, сцены из жизни русского народа, памятники русской архитектуры.
Начало 20 века – это господство стиля Модерн. На флаконах, этикетках и упаковке стали появляться характерные для модерна стилизованные растительные орнаменты, птицы и животные, насекомые, а также прелестные женские головки.

http://casual-info.ru/images/Pict/milotege.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/tegeplakat.jpg

После революции фабрики и товарищества, выпускавшие парфюмерную продукцию, были национализированы, многие из них вскоре прекратили свое существование. Запасы флаконов, хранившихся на складах, безжалостно уничтожались, поскольку несли на себе имена и товарные знаки старых хозяев, а так же царскую символику. Ушли в прошлое названия прославленных парфюмерных фирм, было решено, что большинство из них будет выпускать мыло и прочие гигиенические товары. Душиться советским людям необязательно. Пусть моются и будут довольны.

Судьба выдающихся фармацевтических и парфюмерных производств в послереволюционный период складывается трагически. Фабрика Эмиля Бодло была переделана в государственный кооператив при обществе инвалидов «ВИКО», но просуществовала в таком виде совсем недолго. Она ещё не раз меняла свое название («Мак», «Московская парфюмерная фабрика № 3»), пока не превратилась в Московскую государственную косметичесую фабрику «Рассвет», продукция которой выпускается и по сей день.

Товарищество «Р.Кёллер и Ко» переименовывается в «Фармзавод № 12». В ноябре 1922 года по решению Центральной комиссии по переименованию фабрик и заводов ему присваивается имя первого наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко. В 1928 - 1932 годы завод перепрофилировали и модернизировали, был прекращен выпуск парфюмерных и косметических изделий, сейчас это фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты».

http://casual-info.ru/images/Pict/pionerporoshok.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/sanitprint.jpg

арфюмерная фабрика Самуила Чепелевецкого после национализации превратилась в парфюмерно-мыловаренный завод «Профработник».
Любимец российской артистической элиты, обладатель множество наград, Александр Остроумов не принял советскую власть и покинул Россию, от его наследия практически ничего не осталось. Название «Петербургская химическая лаборатория» менялось несколько раз, пока в 1953 году не превратилось в окончательное – парфюмерная фабрика «Северное сияние».

Товарищество «А. Сиу и К» было переименовано в фабрику «Большевик», которая некоторое время еще выпускала парфюмерную продукцию, но затем стала исключительно кондитерским предприятием, которое существует до сих пор.

Старо-Никольскую аптеку Владимира Карловича Феррейна современные москвичи знают как аптеку №1 на Никольской улице. С 1925 года первое фармацевтическое предприятие в России, завод «Феррейна, расположенный в деревне Нижние Котлы, (а сейчас в районе метро «Нагатинская»), стал носить имя Л.Я. Карпова, затем он еще несколько раз менял названия, пока на его базе не был создан химико-фармацевтический завод, который существует в настоящее время под маркой «Ферейн», на всякий случай с одним «р», где выпускается продукция фармпредприятия «ЗАО «Брынцалов-А».  Семья Феррейнов покинула подмосковную усадьбу и приехала в Крым. В Судаке находилось их имение и плантация лекарственных растений, все это вскоре было уничтожено. Там в Крыму во время Гражданской войны легендарный фармацевт закончил свои дни, а его сыну Александру Феррейну с семьёй удалось перебраться в Берлин.

В подмосковном же имении легендарного фармацевта (в районе Бутово), где кроме жилого помещения располагались ботанический сад и бактериологическая сельскохозяйственная станция с музеем флористики в одном из залов, в первые годы советской власти были организованы четырехгодичные курсы инструкторов по разведению лекарственных растений и интернат для учащихся, а бактериологическую станцию попросту разорили. В1931 году на территории имения был организован Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), существующий и сейчас. К настоящему времени от усадьбы Феррейнов остался лишь один дом.
После 1918 года национализированная фабрика «А. Ралле и Ко» еще некоторое время просуществовала в России. В этот период ею руководил бельгиец Адольф Лемерсье, до революции служивший заместителем Эдуарда Бо, и создававший собственные духи, пользовавшиеся большим спросом у любителей парфюма. Затем и её переименовали в мыльно-парфюмерный завод N 4, иногда упоминающийся как бывший Лемерсье, а через некоторое время завод стал Государственной мыльно-косметической фабрикой «Свобода». (Сейчас косметическое предприятие ОАО «Свобода»).

В 1922 году фабрика Генриха Брокара была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод № 5. К счастью, столь безликое название не прижилось. В 1922 году постановлением Совета Народных Комиссаров и ВСНХ фабричное помещение было передано фабрике «Госзнак». По совету М. И. Калинина рабочие отстроили развалины бывшей обойной фабрики Сладкова, и 1 ноября 1922 года открылся Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря». (Сейчас парфюмерная фабрика «Новая Заря»).

http://casual-info.ru/images/Pict/makirerfum.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/sirenperfum.jpg

ационализировнные предприятия новой России сначала попросту пронумеровывались. В результате в Москве, Ленинграде и других городах открывались парфюмерные заводы № 1, 2, 3 и т. д. Лишь позже им стали присваивать «революционные» названия, типа «Свобода», «Новая заря» и т.д. В период НЭПа на флаконах и этикетках появлялись наименования различных кустарных и кооперативных предприятий и артелей.

Время ароматов ушло из России навсегда. Пришло время народного хозяйства и аббревиатур. В 1922 году, чтобы навести порядок в парфюмерно-косметической сфере, было создано Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость) Московского Совета народного хозяйства – легендарное ТЭЖЭ, начальником которого была назначена жена Молотова Полина Жемчужина. Такой же объединяющий трест (ЛЕНЖЕНТ) был создан в Ленинграде. С 1925 года ТЭЖЕ именуется, как Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (до 1929 года).

http://casual-info.ru/images/Pict/bettytege.jpg    http://casual-info.ru/images/Pict/mognolia.jpg

а протяжении 30-х годов ТЭЖЭ постоянно меняет свою принадлежность и претерпевает некоторые изменения в названии, из- за этих перемен и невозможности точно расшифровать аббревиатуру, название ТЭЖЭ обрастает всяческими народными расшифровками, типа - «тело женщины», «тайны женщины» и т.д. На самом деле, все обстояло довольно прозаично - с 1929 по 1930 год это трест Московского областного Совета народного хозяйства. В 1931 году - Государственный трест высшей парфюмерии, жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского областного Совета народного хозяйства, а с1931 –по 1933 год уже Московский городской трест высшей парфюмерии Московского городского Совета народного хозяйства, в 1933 -34 годах Московский городской трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Исполкома Моссовета. И, наконец, с 1934 по 36 годы - Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Главного управления маслобойно-жировой и парфюмерно-косметической промышленности Наркомпищепрома СССР. Аббревиатура ТЭЖЭ при этом остаётся неизменной.

В том же 1936 году появляется Главное управление парфюмерно-косметической и эфиро-масличной промышленности (Главпарфюмер) Минпромпродтоваров СССР, именуемое так до1956 года. На парфюмерно-косметической продукции по-прежнему ставят аббревиатуру ТЭЖЕ, но уже под «Главпарфюмером». До ароматов ли, при такой канцелярии!

http://casual-info.ru/images/Pict/grezytege.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/karmentege.jpg

В первые годы советской власти, еще зачастую использовали флаконы, сделанные по старым формам, бывало, что на отлитые по новым советским формам флаконы наклеивались старые этикетки. Оставались прежними и наименования многих товаров, привычных для покупателя. Среди парфюмерных изделий такими были духи «Кармен», «Букет моей бабушки», «Магнолия», «Мои Грёзы» и др.

http://casual-info.ru/images/Pict/sportakiad.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/sanitpasta.jpg

Флаконы можно было использовать и как агитационный материал. На этикетках советских духов появлялись знамена и ленты, колосья, пятиконечные красные звезды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы, а также изображения новых советских девушек: спортсменок, колхозниц, ударниц и т.д. Популярными были изображения Кремля. К оформлению этикеток и к дизайну флаконов в 20—30-е годы привлекались многие известные художники: С. Чехонин, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, И. Фомина и др.

http://casual-info.ru/images/Pict/derussiezaray.jpg

В СССР сохранялась старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Объемные клееные футляры с богатой шелковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона до конца 60-х годов существовали как характерная деталь советского стиля.

http://casual-info.ru/images/Pict/pikovaydama.jpg   http://casual-info.ru/images/Pict/vecherzaray.jpg

Ф лаконы с одеколоном и духами, как очень модные в советские времена фарфоровые фигурки приравнивались к предметам, украшающим интерьер. Многие пользовались духами только по праздникам и в торжественных случаях, парфюмерная продукция была для женщин очень желанным подарком. Надо отдать должное, что советские флаконы для духов с притертыми точёными пробками до 60-х годов действительно выглядели довольно красиво. Кроме того, в СССР изготавливали изящные, миниатюрные, флакончики для театральных сумочек, украшенные металлической оплеткой, стразами и эмалью. А вот запахи, покорившие не только Россию, но и мир, безвозвратно остались в дореволюционном времени.

Автор:  Евгения Ласкина

http://casual-info.ru/

Отредактировано Grettel (2015-02-28 17:06:44)

128

Вера, сколько интересной инфы! А иллюстрации! Это вы сделали целый хороший реферат по истории парфюмерии. Очень интересно и много фактов, спасибо. Так хотелось бы попробовать те цветочные ароматы Ралле. Мда, утерянные вещи все, ароматы, рецепты, сокровища. А может, где-то и лежат именно эти рецепты, только дела нет до них, кто знает? Вот только я читала-слышала, что все ароматы в 19 веке, модные цветочные, были очень нестойкие, закреплять еще не умели.

Отредактировано Актриса по жизни (2015-03-04 00:29:43)

129

Почти на месяц я погрузилась в Прекрасную Эпоху и, если честно, не хочется ее покидать. Она затягивает в свои сети, обвивает волнообразными орнаментами, завораживает восточными сюжетами, поражает изяществом и чувственностью, удивляет новаторскими идеями.
Изучая парфюмерию Belle Époque, параллельно сделала для себя много открытий и вдохновилась концепцией.
С удовольствием хочу поделиться своими впечатлениями, так как невозможно умолчать, что познакомилась с любимыми духами Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, княгинь Романовых, Ги де Мопассана, вдыхала живой аромат, который вышел в свет еще в 20х годах XX века, подошла хоть немного ближе к  легендам и шедевров парфюмерного искусства.

Ароматы Belle Époque

130

Про Белую Сирень

http://s8.uploads.ru/t/9HR7J.jpg

___________________________________________________________________________________________

Белая сирень, Северное сияние

Рассказывает Виктория Власова об одном из своей коллекции — прекрасном солифлоре "Белая сирень" фабрики "Северное сияние".

Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie.jpg

Свое отношение к солифлорам с запахом сезонных цветов - нарциссов, ландышей, гиацинтов, незабудок, липы - я могу выразить переиначенной фразой из анекдота: "Так - люблю, а носить - нет". Исключение составляет лишь сирень, а среди сиреней моя самая любимая - "Белая сирень" Северного сияния.

Духи "Белая сирень" не были первым сиреневым ароматом в отечественной парфюмерии - еще до Октябрьской революции их выпускалось около десятка разными производителями. Просто "Сирень", а также "Дивная сирень", "Сирень цветущая", несколько "Махровых" и "Персидских". Даже "Белая сирень" уже была – одна у "Сіу и Ко", другая у "А. Ралле и Ко".

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-9.jpg

В первые годы Советской власти этот цветок тоже не выходил из моды - широко рекламировались духи и одеколоны "Сирень". И после Великой отечественной войны не было недостатка в парфюмерии с сиреневым запахом: ее делали Новая заря, Харьковская фабрика, Николаевский комбинат, Дзинтарс; у Северного сияния помимо "Белой" была еще просто "Сирень" (духи, одеколон, туалетная вода), а также "Махровая сирень" (духи и одеколон). Но ленинградская "Белая сирень" всегда оставалась королевой сиреневых ароматов - возможно, потому что в этих духах был очень точно передан запах свежего букета из обыкновенной белой сирени, а не каких-нибудь экзотических сортов. Белые упругие грозди, влажные после ночного дождя, зеленые листья и терпкая древесина сломанных веток (сирень ведь не срезают, а ломают) - вот и все содержимое флакона, его и пирамидой называть неловко. Аромат раскрывается сразу, и на протяжении всего звучания это один и тот же узнаваемый букет сирени, но как если бы мы подходили к нему в течение дня: в разные моменты ощущения чуть отличается. Он то влажнее, то суше; в нем больше то зеленой горечи, то цветочной сладости; то он акварельно-прозрачный, то слегка запудренный - первое впечатление абсолютной простоты оказывается обманчивым

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-8.jpg

Раз в год, незадолго до начала цветения сирени, у меня случается "сиреневое безумие" - неделю, две, а то и три я ношу только "Белую сирень". Не люблю экономить парфюмерию, поэтому даже при таком редком использовании приходится думать о запасах - и вот решив их пополнить, я недавно прошлась по местам продажи винтажей. На одном аукционе мне попалось на глаза нечто, после чего сразу захотелось сделать такую же шпаргалку по "Белой сирени", какую я недавно написала для "Красной Москвы".
В принципе, эта шпаргалка не нужна тому, кто покупает "Белую сирень" ради ее аромата и для того, чтобы носить: в этом случае важнее не датировка флакона, а состояние жидкости. Если духи не испорчены, то чем они темнее, тем сильнее будет пикантный подтон - ванили, корицы, фиалки или кумарина - что по большому счету не портит аромат, но уводит его в сторону от свежесорванного букета белой сирени. Сильно выпаренные, коньячного цвета духи из старых флаконов пахнут очень близко к "Рижской сирени". Хотя у меня в коллекции есть притертые флаконы разных годов выпуска, носить я предпочитаю духи из простых винтовых - именно в них аромат сирени лучше всего сохраняет свою влажную свежесть.
Так что подсказка по датировке "Белой сирени" пригодится скорее тому, кто хочет приобрести ее для коллекции или определить возраст уже имеющегося флакона.

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-1.jpg

Большую часть времени, с 1940-х по начало 1980-х, "Белая сирень" выпускалась в одних и тех же горизонтально вытянутых прямоугольных флаконах с тяжелым стоппером в форме веера. Поэтому для определения возраста очень важна этикетка на флаконе, причем каждая из них строго сооветствовала определенному дизайну коробки.

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-2.jpg

С 1947 до начала 1960-х годов "Белая сирень" выпускалась с прямоугольной этикеткой, напечатаной в две краски - золотистой и темно-зеленой. Коробка для духов в этот период картонная откидная, с ложементом из атласа, с цветным изображением белой сирени, сделанным рельефной печатью. Крышка коробки для духов была темно-бордовой, а для парфюмерного набора - золотого цвета. В самых ранних выпусках к крышке парфюмерного набора с внутренней стороны приклеено небольшое зеркало, вокруг зеркала крышка задрапирована шелком. В парфюмерный набор входили духи, одеколон и пудра. Пудра - в овальной коробке бордового цвета с веткой сирени на крышке. На этих коробках дата выпуска не указывалась, но с конца 1950-х ее стали печатать на оборотной стороне этикетки флакона. Т.е. если дата на флаконе отсутствует - это конец 1950-х и первая половина 1960-х.

1960-е — конец 1970-х

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-3.jpg

С 1960-х и до конца 1970-х флакон остается прежним, а этикетка превращается в узкую золотую полоску, приклеенную в верхней части со смещением в сторону. Коробка того периода картонная, стоячая, со снимающейся крышкой. Крышка коробки белая, а изображение цветочной грозди стилизовано по моде 1960-х и сделано в серых тонах. Парфюмерный набор в такой же коробке, он включает только духи и одеколон. Дата выпуска на этих коробках не указывалась, но с 1976 года печатался номер ТУ (техническое условие, дополнение к ГОСТу).

Начало 1970-х — середина 1980-х

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-4.jpg

С начала 1970-х до середины 1980-х флакон остается прежним, а этикетка становится прямоугольной, серо-синей, с изображением белых цветов по нижнему краю. Коробка по-прежнему картонная, вертикальная, но теперь украшена не рисунком, а фотографией белой сирени. Парфюмерный набор в такой же коробке, в нем одеколон и духи. На дно этой коробки почти всегда ставили дату выпуска.

Середина 1970-х

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-5.jpg

Приблизительно в середине 1970-х появляется новый дизайн притертого флакона - теперь у него более современная вытянутая форма, сужающаяся к низу. Этикетка овальная - может быть золотистой или сине-белой, цвет и форма этикетки не так важны, потому что этот флакон выпускался недолго, до середины 1980-х. Коробка серебристого цвета с рельефным тиснением, прямоугольная, вытянутая, со снимающейся крышкой и пластмассовым дном. Дата выпуска указывалась на верхнем клапане коробки.

1970-е — 1980-е

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-6.jpg

"Белую сирень" в винтовых флаконах Северное сияние стало выпускать в 1970-х. Сначала использовалась та же модель, что и у нового дизайна с притертой крышкой, только стоппер заменили бакелитовым колпачком. В этот же флакон разливались и многие другие ароматы Северного сияния. В этом флаконе "Белая сирень" продавалась и в 1980-х - точная дата выпуска всегда печаталась на верхнем клапане коробки-пачки.

Конец 1970-х — начало 1990-х

https://cdn.fifi.ru/news/origin/belaya-siren-severnoe-siyanie-7.jpg

С конца 1970-х до начала 1990-х "Белую сирень" стали разливать в еще одну разновидность винтового флакона - прямоугольник с рельефными полосами в нижней части. Этот флакон также использовался для многих других духов Северного сияния. Точная дата производства указывалась на клапане коробки-пачки.

Притертые флаконы "Белой сирени" 1940-1960-х годов довольно плохо удерживали испарение, несмотря на внушительный с виду бодрюш - все экземпляры этого периода, которые мне довелось увидеть, имели очень темное содержимое, и, главное, его всегда было меньше половины. Духи из флаконов с золотыми этикетками дожили до наших дней в лучшей сохранности, хотя тоже склонны к выпариванию. Зато духи из наименее мне симпатичных коробок-"восьмидесятников" с фотографией на крышке часто почти не выпарены. Получается, что чем старше флакон и выше его коллекционная ценность, тем хуже потенциальная сохранность духов. Но на радость парфманьякам сохранилось достаточно много винтовых флаконов с идеальным содержимым.

Источник

Отредактировано Grettel (2018-05-20 13:15:52)

131

Времена красоты...

132

Grettel написал(а):

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Одной из старейших и крупнейших в России, была фабрика Альфонса Ралле, француза по происхождению. «Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко», было создано в 1843 году. За отличное качество продукция этой фабрики получила огромное количество всевозможных наград, плюс почетное звание «Поставщик Императорского Двора».

   

На Всемирной выставке в Париже в 1878 году парфюмерные новинки компании Ралле были признаны «выше всякой награды», а в 1900 году продукция торгового дома получила премию «Гран-при». По своему масштабу и количеству выпускаемой продукции «А.Ралле и Ко» превосходила многие западные фабрики.

Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю.» Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже появился новый «божественный аромат».

В 1857 Альфонс Ралле уехал во Францию, а в России фабрикой управлял директорат во главе с другим выходцем из Франции Эдуардом Бо. Его сын Эрнест, родившийся в Москве, продолжил династию. Свою карьеру он начал парфюмером-лаборантом. В 1917 году семья Бо вернулась на историческую родину. Эрнест продолжил свою работу на парфюмерном заводе в Грассе, где Альфонс Ралле выпускал свою продукцию (с 1898 года под маркой компании Chiris). Именно там Эрнест Бо создал один из самых знаменитых мировых ароматов - легендарные «Шанель N 5».

Под маркой Chiris парфюмерное предприятие в Грассе просуществовало до 1922 , в это время очень популярными были духи Rallet Lе № 1., Lе Gardenia и др. С 1922 года фабрика стала принадлежать компании Coty, где до 40-х годов продолжали выпускать духи, рекламирую их как роскошный бренд. В 1963 году новые владельцы переименовали духи в Rallet Pfizer, но через некоторое время бренд прекратил своё существование.

Начало 20 века, которое по праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии», связано с именем выдающегося создателя парфюмерной продукции, талантливого и предприимчивого фабриканта французского происхождения, Генриха Брокара. В конце 19 века в Росси не было человека, который не пользовался бы той или иной парфюмерно-косметической продукцией, выпускаемой Брокаром.

Генрих Брокар был потомственным парфюмером. В 1861 году он приехал в Россию и, женившись на Шарлоте Равэ, дочери обрусевшего бельгийца, навсегда остался в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное предприятие. С самого начала своей деятельности Генрих Брокар показал себя не только парфюмером с «большой буквы», но и выдающимся коммерсантом. Его фирма приобрела невиданную популярность благодаря отличному качеству продукции и умелым рекламным ходам.

   

Сначала Брокар занялся изготовлением мыла. Несмотря на то, что его продукция была высококачественной, в России вся «денежная публика», поклонялась западу и предпочитала заграничные товары. Ну а бедным было не до мыла. Тогда жена Брокара Шарлота предложила использовать рекламный трюк, предложив создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! Про взрослых тоже не забыли. Для них было выпущено разноцветное мыло в виде овощей. Такой кусочек мыла от Брокара стоил всего копеечку.

"С копейки ты и получишь миллион!» — приговаривала Шарлотта, и оказалась права. Оригинальное «копеечное» мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. Появился интерес и к другой брокаровской продукции - кокосовому мылу, уже за пять копеек. А за ними обрело популярность круглое мыло «Шар». В1865 году на Выставке русских производств в Москве «народное мыло» получило серебряную медаль. Предприятие Брокара постепенно превратилось в мощную, хорошо оснащенную фабрику, на которой, помимо мыла изготавливали косметическую продукцию. Первые ласточки – это помада «Румяная» и пудра «Лебяжий пух».

   

В 1872 году на Никольской улице открывается первый фирменный магазин Брокара, а затем еще один в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию второго магазина был придуман сюрприз-новинка - набор косметики, состоящий из мыла, помады, духов, одеколона, саше, крема и пр. Всего же насчитывалось десять изделий и всё в одной коробке. Но главное – это фантастическая цена - один рубль. Благодаря широкой рекламе покупатели буквально ломились в открывшийся магазин. Дело дошло до полиции. В первые же часы торговли было продано две тысячи наборов!

Но всенародная слава обрушилась на Брокара после того, как он изобрел легендарный одеколон «Цветочный». Для его рекламы на Всероссийской промышленно- художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды били струи нового одеколона. Такая рекламная компания имела ошеломляющий успех, пресса шумела о «брокаровском чуде». В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль. Знаменитый «Цветочный» на долгие годы стал первым массовым одеколоном в России.

   

В 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Несмотря на то, что дамы из царской семьи предпочитали французские ароматы, особенно с оттенком розы, духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».

    

Духи знаменитых российских парфюмеров славились не только своими ароматами. Флаконы, в которые их разливали, отличались красотой и изяществом. Отечественные стеклоделы не уступали европейским мастерам. Внешний вид флаконов и упаковочных коробочек, разрабатывался с учетом того, чтобы привлекать внимание мужчин, ведь именно они был самыми частыми покупателями духов и одеколонов, считавшихся отличным подарком для прекрасных дам. В те времена женщины не часто самостоятельно покупали себе меха, драгоценности и духи. Поэтому красивый броский флакон или яркая коробочка должны были привлекать к себе мужской взор. Запах духов не имел для мужчины большого значения, главным для него было увидеть восторженную реакцию избранницы, заметивший в руках дарителя, дорого выглядящий предмет.

   

К созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, например Фаберже, а к работе над этикетками могли привлекаться видные художники. На флаконах из драгоценных металлов часто можно было увидеть фамилию или инициалы мастера. Уже в начале XIX века в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии. Обычно их изготавливали из картона или дерева и обтягивали шелком или бархатом. В подарочные коробочки вкладывались изящные поздравительные карточки, выполненные по желанию заказчика, либо вкладыши от изготовителя продукции. Некоторые флаконы выполнялись по специальным заказам российской аристократии.

   

В оформление парфюмерной упаковки конца 19 века нередко прослеживался «неорусский» стиль, или, так называемый, «ропетовский стиль», происходящий от имени его основоположника архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет). На парфюмерных этикетках и упаковках, на вкладышах и рекламных плакатах изображались русские красавицы, герои русской истории, сказочные персонажи, сцены из жизни русского народа, памятники русской архитектуры.
Начало 20 века – это господство стиля Модерн. На флаконах, этикетках и упаковке стали появляться характерные для модерна стилизованные растительные орнаменты, птицы и животные, насекомые, а также прелестные женские головки.

   

После революции фабрики и товарищества, выпускавшие парфюмерную продукцию, были национализированы, многие из них вскоре прекратили свое существование. Запасы флаконов, хранившихся на складах, безжалостно уничтожались, поскольку несли на себе имена и товарные знаки старых хозяев, а так же царскую символику. Ушли в прошлое названия прославленных парфюмерных фирм, было решено, что большинство из них будет выпускать мыло и прочие гигиенические товары. Душиться советским людям необязательно. Пусть моются и будут довольны.

Судьба выдающихся фармацевтических и парфюмерных производств в послереволюционный период складывается трагически. Фабрика Эмиля Бодло была переделана в государственный кооператив при обществе инвалидов «ВИКО», но просуществовала в таком виде совсем недолго. Она ещё не раз меняла свое название («Мак», «Московская парфюмерная фабрика № 3»), пока не превратилась в Московскую государственную косметичесую фабрику «Рассвет», продукция которой выпускается и по сей день.

Товарищество «Р.Кёллер и Ко» переименовывается в «Фармзавод № 12». В ноябре 1922 года по решению Центральной комиссии по переименованию фабрик и заводов ему присваивается имя первого наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко. В 1928 - 1932 годы завод перепрофилировали и модернизировали, был прекращен выпуск парфюмерных и косметических изделий, сейчас это фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты».

   

арфюмерная фабрика Самуила Чепелевецкого после национализации превратилась в парфюмерно-мыловаренный завод «Профработник».
Любимец российской артистической элиты, обладатель множество наград, Александр Остроумов не принял советскую власть и покинул Россию, от его наследия практически ничего не осталось. Название «Петербургская химическая лаборатория» менялось несколько раз, пока в 1953 году не превратилось в окончательное – парфюмерная фабрика «Северное сияние».

Товарищество «А. Сиу и К» было переименовано в фабрику «Большевик», которая некоторое время еще выпускала парфюмерную продукцию, но затем стала исключительно кондитерским предприятием, которое существует до сих пор.

Старо-Никольскую аптеку Владимира Карловича Феррейна современные москвичи знают как аптеку №1 на Никольской улице. С 1925 года первое фармацевтическое предприятие в России, завод «Феррейна, расположенный в деревне Нижние Котлы, (а сейчас в районе метро «Нагатинская»), стал носить имя Л.Я. Карпова, затем он еще несколько раз менял названия, пока на его базе не был создан химико-фармацевтический завод, который существует в настоящее время под маркой «Ферейн», на всякий случай с одним «р», где выпускается продукция фармпредприятия «ЗАО «Брынцалов-А».  Семья Феррейнов покинула подмосковную усадьбу и приехала в Крым. В Судаке находилось их имение и плантация лекарственных растений, все это вскоре было уничтожено. Там в Крыму во время Гражданской войны легендарный фармацевт закончил свои дни, а его сыну Александру Феррейну с семьёй удалось перебраться в Берлин.

В подмосковном же имении легендарного фармацевта (в районе Бутово), где кроме жилого помещения располагались ботанический сад и бактериологическая сельскохозяйственная станция с музеем флористики в одном из залов, в первые годы советской власти были организованы четырехгодичные курсы инструкторов по разведению лекарственных растений и интернат для учащихся, а бактериологическую станцию попросту разорили. В1931 году на территории имения был организован Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), существующий и сейчас. К настоящему времени от усадьбы Феррейнов остался лишь один дом.
После 1918 года национализированная фабрика «А. Ралле и Ко» еще некоторое время просуществовала в России. В этот период ею руководил бельгиец Адольф Лемерсье, до революции служивший заместителем Эдуарда Бо, и создававший собственные духи, пользовавшиеся большим спросом у любителей парфюма. Затем и её переименовали в мыльно-парфюмерный завод N 4, иногда упоминающийся как бывший Лемерсье, а через некоторое время завод стал Государственной мыльно-косметической фабрикой «Свобода». (Сейчас косметическое предприятие ОАО «Свобода»).

В 1922 году фабрика Генриха Брокара была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод № 5. К счастью, столь безликое название не прижилось. В 1922 году постановлением Совета Народных Комиссаров и ВСНХ фабричное помещение было передано фабрике «Госзнак». По совету М. И. Калинина рабочие отстроили развалины бывшей обойной фабрики Сладкова, и 1 ноября 1922 года открылся Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря». (Сейчас парфюмерная фабрика «Новая Заря»).

   

ационализировнные предприятия новой России сначала попросту пронумеровывались. В результате в Москве, Ленинграде и других городах открывались парфюмерные заводы № 1, 2, 3 и т. д. Лишь позже им стали присваивать «революционные» названия, типа «Свобода», «Новая заря» и т.д. В период НЭПа на флаконах и этикетках появлялись наименования различных кустарных и кооперативных предприятий и артелей.

Время ароматов ушло из России навсегда. Пришло время народного хозяйства и аббревиатур. В 1922 году, чтобы навести порядок в парфюмерно-косметической сфере, было создано Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость) Московского Совета народного хозяйства – легендарное ТЭЖЭ, начальником которого была назначена жена Молотова Полина Жемчужина. Такой же объединяющий трест (ЛЕНЖЕНТ) был создан в Ленинграде. С 1925 года ТЭЖЕ именуется, как Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (до 1929 года).

   

а протяжении 30-х годов ТЭЖЭ постоянно меняет свою принадлежность и претерпевает некоторые изменения в названии, из- за этих перемен и невозможности точно расшифровать аббревиатуру, название ТЭЖЭ обрастает всяческими народными расшифровками, типа - «тело женщины», «тайны женщины» и т.д. На самом деле, все обстояло довольно прозаично - с 1929 по 1930 год это трест Московского областного Совета народного хозяйства. В 1931 году - Государственный трест высшей парфюмерии, жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского областного Совета народного хозяйства, а с1931 –по 1933 год уже Московский городской трест высшей парфюмерии Московского городского Совета народного хозяйства, в 1933 -34 годах Московский городской трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Исполкома Моссовета. И, наконец, с 1934 по 36 годы - Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Главного управления маслобойно-жировой и парфюмерно-косметической промышленности Наркомпищепрома СССР. Аббревиатура ТЭЖЭ при этом остаётся неизменной.

В том же 1936 году появляется Главное управление парфюмерно-косметической и эфиро-масличной промышленности (Главпарфюмер) Минпромпродтоваров СССР, именуемое так до1956 года. На парфюмерно-косметической продукции по-прежнему ставят аббревиатуру ТЭЖЕ, но уже под «Главпарфюмером». До ароматов ли, при такой канцелярии!

   

В первые годы советской власти, еще зачастую использовали флаконы, сделанные по старым формам, бывало, что на отлитые по новым советским формам флаконы наклеивались старые этикетки. Оставались прежними и наименования многих товаров, привычных для покупателя. Среди парфюмерных изделий такими были духи «Кармен», «Букет моей бабушки», «Магнолия», «Мои Грёзы» и др.

   

Флаконы можно было использовать и как агитационный материал. На этикетках советских духов появлялись знамена и ленты, колосья, пятиконечные красные звезды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы, а также изображения новых советских девушек: спортсменок, колхозниц, ударниц и т.д. Популярными были изображения Кремля. К оформлению этикеток и к дизайну флаконов в 20—30-е годы привлекались многие известные художники: С. Чехонин, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, И. Фомина и др.

В СССР сохранялась старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Объемные клееные футляры с богатой шелковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона до конца 60-х годов существовали как характерная деталь советского стиля.

   

Ф лаконы с одеколоном и духами, как очень модные в советские времена фарфоровые фигурки приравнивались к предметам, украшающим интерьер. Многие пользовались духами только по праздникам и в торжественных случаях, парфюмерная продукция была для женщин очень желанным подарком. Надо отдать должное, что советские флаконы для духов с притертыми точёными пробками до 60-х годов действительно выглядели довольно красиво. Кроме того, в СССР изготавливали изящные, миниатюрные, флакончики для театральных сумочек, украшенные металлической оплеткой, стразами и эмалью. А вот запахи, покорившие не только Россию, но и мир, безвозвратно остались в дореволюционном времени.

Автор:  Евгения Ласкина

http://casual-info.ru/

Отредактировано Grettel (2015-02-28 21:06:44)

Какая красота производилась раньше!! Нет слов!)
А из нынешних брендов я ни чем сейчас не пользуюсь... разве что Estel


Вы здесь » Парфюм-клуб » Полезные ссылки и информация » История парфюмерии