Парфюм-клуб

Объявление

Agent Provocateur Amouage Anna Sui Annick Goutal Armand Basi Avon Azzaro Badgley Mischka Baldinini Banana Republic Bond No 9 Boucheron Britney Spears Burberry Bvlgari By Kilian Cacharel Calvin Klein Carolina Herrera Caron Cartier Cerruti Chanel Chantal Thomass Chloe Chopard Christian Lacroix Clinique Comme des Garcons Comptoir Sud Pacifique Coty Creed Davidoff Dior Diptyque Dolce&Gabbana Donna Karan D`Orsay E. Coudray Elizabeth Arden Elizabeth Taylor Emanuel Ungaro Emilio Pucci Escada Escentric Molecules Esteban Estee Lauder Etat Libre d`Orange Etro Fendi Fragonard Franck Olivier Frapin Frederic Malle Ghost Gianfranco Ferre Giorgio Armani Givenchy Gloria Vanderbilt Gres Gucci Guerlain Guy Laroche Halston Hanae Mori Harajuku Lovers Hermes Histoires de Parfums Hugo Boss Iceberg Il Profvmo Isabel Derroisne Issey Miyake Jacomo Jean Couturier Jean Patou Jean Paul Gaultier Jennifer Lopez Jesus Del Pozo Jil Sander Jo Malone John Galliano Joop! Jovoy Paris Juliette Has A Gun Keiko Mecheri Kenzo Krizia L Artisan Parfumeur La Maison de la Vanille La Perla La Prairie Lacoste Lalique Lancome Lanvin Laura Biagiotti Les Copains Les Parfums de Rosine Loewe Lolita Lempicka Lostmarch Louis Feraud Lubin Lush L`Occitane en Provence M. Micallef Maitre Parfumeur et Gantier Mandarina Duck Marc Jacobs Masakï Matshushïma Mauboussin Max Mara Mexx Michael Kors Missoni Molinard Montale Montana Moschino Naomi Campbell Narciso Rodriguez Nez a Nez Nina Ricci ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Парфюм-клуб » Полезные ссылки и информация » История парфюмерии


История парфюмерии

Сообщений 61 страница 90 из 132

61

300 летие "Кельнской воды"

http://cielparfum.at.ua/publ/v_2009_god … /9-1-0-318

62

В 1709 году Иога́нн (Джова́нни) Мари́я Фари́на основывает в Кёльне мануфактуру, сегодня старейшее парфюмерное предприятие в мире. Фарина называет свои духи в честь новой родины, города Кёльна: Eau De Cologne — одеколон («кёльнская вода» — нем. Kölnisch Wasser).
http://s2.uploads.ru/t/9eg53.jpg

Кельн становится известным во всем мире городом парфюмеров: в XVIII веке «Кёльнскую воду» заказывает высший свет всей Европы. Прусский король Фридрих II преподносит одеколон в подарок русской царице Екатерине II; позднее одеколон покупает также царь Александр I.

    «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины», — пишет И. М. Фарина в 1708 году в письме своему брату.
http://s2.uploads.ru/t/LHBhO.jpg

По словам Вольтера, одеколон Фарины способствует вдохновению. Гёте упоминает одеколон в трагедии «Фауст», его любят и русские писатели Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой. Фарина становится поставщиком двора английской королевы Виктории; большинство монархов Европы следуют ее примеру (в архиве хранятся более 50 титулов дворовых поставщиков).

Кельн чтит память знаменитого парфюмера: статуя И. М. Фарины (1685—1766) украшает башню городской ратуши.

«Eau de cologne» является защищённой торговой маркой духов Фарины. И по сей день восьмое поколение династии Фарины продолжает выпуск оригинальной кёльнской воды, рецепт которой был и остаётся тайной. Со временем название «Eau de Cologne» стало общим обозначением духов с лёгким запахом. В этом случае подразумевается ароматизированная вода, в состав которой входит 70 % алкоголя и от 2 до 5 % ароматических веществ (на русском «одеколон»). Наряду с «Eau de cologne» существуют также следующие категории различных видов духов:

    http://s2.uploads.ru/t/GV6nH.jpg

Также в Германии выпускается знаменитая марка одеколона 4711, которую нельзя путать с защищённой торговой маркой «Eau de cologne» Фарины.

Интересна история «одеколона» в России. После октябрьской революции ставка делалась на массовую продукцию очень дешёвых запахов, которые именовались «одеколон». Конечно же, есть различие между оригинальным «Eau de Cologne» от Фарины и «одеколоном», выпускавшимся в России. После Отечественной войны 1812 года одеколон попал в Россию, где российские парфюмеры добавили к нему три эфирных масла: бергамотное, лимонное и нероли, и назвали ТРОЙНОЙ. До 1914 года Россия являлась важным рынком сбыта для кёльнской воды, а представители династии Романовых были постоянными покупателями.

63

Руслана написал(а):

Реки были грязными. В них нельзя было купаться, а рыба из рек воняла хуже, чем тухлая

Не знаю... Мне кажется, это уж слишком радикальное заявление...
Отчего реки-то загрязнялись?

Понятно, что доставка воды могла быть проблемой, но - реки??? :huh:

64

http://s2.uploads.ru/t/1RxqY.jpg

От рождения этого человека звали Джованни Фарина, но по воле случая, из Рима, места где он родился, он перебрался к старшему брату в Кельн, где тот содержал небольшую компанию торгующую товарами для богатых людей, предметами роскоши. Увлечением младшего брата были духи, эссенции, запахи. Одержимость запахом вела его по жизни, из города в город, он перемещался в поисках новых ощущений. Это не было манией, но возможно, что Джованни Фарина был близок к ней. Невольно находишь в таком поведении много общего с парфюмером из одноименного романа Патрика Зюскинда, по которому сняли жестокий, реалистичный, одуряющий фильм. Еще одна случайность, в том, что консультировали съемочную группу люди, которые имеют отношение к Фарина, его потомки и сотрудники оставшейся компании. Возможно, что их вклад и позволил создать атмосферу фильма, в котором показана реальная работа парфюмера того времени.

В 1714 году Джованни превращается в Иоганна, имя изменено в угоду местным нравам, с этого момента он работает со старшим братом, а заодно занимается созданием ароматов. Был ли Иоганн Фарина первым парфюмером в городе или этой части Европы? Нет, нет и еще раз нет. Этого молодого человека не знал никто. Его работа в торговом доме братьев Фарина в том, чтобы обставить меблировкой комнаты, продавать предметы роскоши, вести дела и в свободное время заниматься эссенциями и играть в ароматы. Покупатели в качестве небольшого подарка получают платок пропитанный духами, но никакого фирменного запаха пока не существует.

65

Руслана!  Спасибо!  http://bestgif.su/_ph/41/2/62333515.gif

66

Торговля предметами роскоши это отдельный мирок, в котором все знают друг друга. Торговцы в других странах высылают в Кельн и другие города свои товары, чтобы получить взамен что-то из Европы. Сроки доставки огромны, никто не гарантирует сохранности ваших товаров. Привозить фрукты из других стран, значит разорить свою компанию, это товар скоропортящийся, его почти никто не везет. Но младший Фарина нуждается в новых эссенциях для своих опытов, он испробовал все запахи родного края, ему хочется попробовать нечто новое. И вот он совмещает приятное с полезным, торговый дом Фарина начинает привозить в Кельн цитрусовые. По меркам того времени шаг неслыханный, довольно отметить, что даже местная газета “Gazette de Cologne” отмечает приход плодов, отдельными заметками, — «Фарина получили великолепный товар». А зеваки заглядывают в витрины, чтобы увидеть неведомые фрукты и, зайдя внутрь, вдохнуть их аромат.

История суха, никто не скажет, в какой из моментов Фарина увидел в запахе цитрусовых новый аромат для духов. Но это случилось, и начались эксперименты.

Для получения эссенции объемом 15 миллилитров в те времена уходило порядка 750 килограмм цветов. Обычные духи состояли из 5-6 разных ароматов, большее число эссенций в духах добавить было невозможно, так как возникала какофония запахов. Современным парфюмерам трудно представить работу в те времена, ведь не было искусственных веществ, каждый запах получали из растений, фруктов, желез животных. И добиться постоянства этого запаха было невозможно, он мог отличаться в зависимости от года сбора урожая, места и так далее. Поэтому духи, состоящие из нескольких компонентов и выпущенные в 1710 году, могли сильно отличаться от них же в 1711 году. Единства аромата не существовало. Выходом служил выпуск одно- или двухкомпонентных духов, а также огрубление запахов. Но у Фарина была иная идея, он подошел к вопросу, заимствовав идеи виноделов.

67

http://s3.uploads.ru/t/3cEnv.jpg

Если при создании вина можно создавать купажи из вин разных лет, то почему нельзя сделать то же самое и для духов? Уже первые эксперименты показали, что это возможно, но каждый раз надо искать пропорции компонентов, чтобы добиться того же запаха. Вклад Фарина это не введение в моду бергамота, он первым использовал запах этого растения, не пристрастие к цитрусовым, а именно создание постоянного запаха, который был неизменным из года в год.

Посмотрите на цепь случайностей, которая привела к появлению нового слова в парфюмерии. Торговля предметами роскоши, как результат, клиентура способная покупать духи и потенциально перспективный товар. Возможность закупать неизвестные широко растения, а также фрукты. Наблюдение за поведение зевак и покупателей, им нравился необычный запах цитрусовых. Попытка создать единый аромат, которая привела к появлению первых духов нового типа.

Вклад Фарина по достоинству оценили горожане, ведь с 1730 года Кельн известен не своим собором, а духами. За Кельнской водой отправляют гонцов ото всех дворов Европы. Уже после смерти Фарины, его статуя украшает городскую ратушу, этой чести удостоены все видные горожане Кельна.

С 1719 года розалии (небольшие флакончики с духами от Фарина, из дутого стекла) поставляются самым богатым людям Европы. Аромат кельнской воды становится признаком хорошего вкуса, а также изрядного состояния. Одна розалия содержала примерно 220 мл духов, а стоила как месячное жалование чиновника. В день человек мог использовать всю розалию, это было в порядке вещей. Дела Фарина процветали. Если попытаться составить список самых именитых клиентов парфюмера, то мы начнем перечислять королевские фамилии различных стран, а также первых лиц государств того времени. Чего стоят имена Людовика XV, Фридриха Великого, Наполеона. Фарина со своими духами попал точно в яблочко и пожинал плоды.

68

http://s2.uploads.ru/t/gAZ3r.jpg

Фарина не был оригинален, когда в начале 18-го века назвал свои духи «кельнской водой», многие парфюмеры поступали ровно также, ведь у них не было конкуренции в своих городах или даже странах. В то время можно было встретить венгерскую воду, барбадосскую воду. В Кельне не было сословия парфюмеров, тех, кто мог бы составить дому Фарина хоть какую-то конкуренцию.

Слово вода в названии было своего рода трюком, так как в 18 веке водой часто называли и лечебные микстуры, а  духам приписывали целебные свойства. Поэтому зачастую кельнская вода использовалась для «лечения» того или иного недуга и принималась вовнутрь. Вреда от этого особого не было, поэтому Фарина напрямую не отрицал целебных свойств своего детища, в частности, в ответ на вопрос своего клиента в 1752 году, он написал следующее, — «Лечебные свойства? Разве Eau de Cologne это не духи? Конечно, духи, и были ими всегда, но если некоторые из заказчиков по ошибке применяли духи не по назначению, то вреда это никому не несло».

В конце 18-го века появилось сразу несколько десятков производителей кельнской воды и причиной тому стали действия Наполеона. В 1797 году он отменяет Священную Римскую Империю и упраздняет все ее законы, что превращает Кельн из вольного города со своими законами, в один из городов Рейна. В городе находятся французские войска, а с этого момента прекращает действие принцип гильдий, отныне человек любого вероисповедания и профессии может заниматься любым ремеслом. И количество парфюмеров на квадратный метр города резко возрастает. Их ароматы также называются кельнской водой, по месту происхождения, что не противоречит правилам, ведь у дома Фарина нет прав на эту марку. Фактически марка превращается в определение категории продукта, а дом Фарина берет свое оригинальным запахом, плюс этикеткой с указанием происхождения духов.

69

В этот же год один из предприимчивых жителей Кельна, Вильгельм Мюленс решает начать производство кельнской воды. Уже в 1803 году он совершает необычную операцию, находит в Бонне человека по имени Фарина и заключает фиктивную сделку по передаче ему рецепта духов и права на использование его имени. Понятно, что никакого рецепта Мюленс не получал, так как Фарина из Бонна был всего лишь однофамильцем, а не парфюмером. Для Мюленса важна возможность использовать марку Фарина.

Торговая марка “Muhlens” существует до сегодняшнего дня, а магазин компании располагается в доме 4711, с ним связана иная история. Во время французской оккупации в конце 18 века, дома в городе не имели номеров, они назывались по фигуркам на фронтоне, либо по другим отличительным знакам. Однако французы насильно пронумеровали город, дом компании “Muhlens” получил номер 4711, и позднее также назвали духи этой компании.

В начале 19 века Мюленс пытается подстроиться под оригинальные духи от Фарина и прикладывает все усилия для этого, но и его аромат продается неплохо. В итоге он отказывается от попыток создания копии и называет воду по имени дома. Чуть позже Наполеон издает указ о том, что все лечебные средства должны стать достоянием народа, а их рецепты опубликованы. Мюленс тут же объявляет, что «4711» это всего лишь духи, а не лечебная вода и не публикует рецепт. С этого момента начинается ожесточенная конкуренция «4711» и продукта дома Фарина.

70

Закон о защите торговых марок появляется в Германии только в 1875 году, тогда же торговый дом Фарина получает патент на свой продукт, первым среди всех производителей. Но не название «кельнская вода», а только на использование имени создателя. Далее в ход пошли обычные средства для продвижения своего продукта. Например, форму флакона для компании в начале 20-го века разработал Василий Кандинский.

В 1924 году в Farina решают изменить логотип, отныне это красный тюльпан, который ассоциируется с богатством, роскошью, а также голландскими ярмарками тюльпанов в 1700-е годы. Тогда на них делались состояния, равно как и терялись. Луковицы тюльпанов продавались на вес золота. Небольшая гнильца и стоимость луковицы в небольшую голландскую деревню неожиданно оборачивалась разорением для владельца или огромными убытками.

http://s2.uploads.ru/t/EK9zo.gif

71

Выбор подобного символа, это попытка создать историю, которая подкрепит положение компании. Это шаг, направленный на попытку вернуть утраченные позиции, сделать марку вновь знаменитой во всем мире. Но год выбран неверно, вокруг разруха после первой мировой войны, людей волнует будущее, а не настоящее. Продажи растут, но нет никаких признаков того, что марка снова гремит. В головах совсем другие истории. И приближающаяся вторая мировая война, делает эти попытки обреченными на провал. Марка так и не смогла оправиться и стать заметным явлением в послевоенной жизни, хотя уже 8-ое поколение Фарина руководит этим бизнесом. Успешным, приносящим прибыль, но не гремящим так, как это было в момент его появления.

72

http://s2.uploads.ru/t/K56Z7.jpg

В музее дома Фарины, также продают одеколон. Это настоящий музей, в котором устраивают туры на разных языках и методично напоминают, что “Muhlens” всего лишь попытался украсть имя Фарина, а поэтому вторичен. Экскурсия по дому интересна, она длится около часа, может проходить на разных языках, о времени стоит осведомиться на сайте дома Фарина, там же можно посмотреть фотографии или осуществить виртуальный тур. В качестве сувенира вам подарят книжку с историей дома Фарина, а также маленький флакончик с водой. Стоимость экскурсии всего 5 Евро, а сувениры в магазине стоят в два раза дороже. Этакая попытка привлечь на свою сторону туристов в извечном споре с Мюленсом и его детищем.
http://s2.uploads.ru/t/GcoWe.jpg

73

http://s2.uploads.ru/t/lF5XO.jpg

http://s2.uploads.ru/t/xj7Kr.jpg

Писатель Патрик Зюскинд, работая над своим нашумевшим романом «Парфюмер», в течение двадцати лет приходил в этот музей, разыскивая материалы для своего произведения. Затем на площадь Юлихсплатц, в Музей «Фарина Гегенюбер» зачастили и кинематографисты, решившие экранизировать роман Зюскинда.

74

http://s3.uploads.ru/t/2CwOq.jpg

Французские короли и после Людовика XIV продолжают питать слабость к парфюмерной продукции. Хотя в это время сильные и насыщенные ароматы начинают уступать место более нежной, выражено цветочной парфюмерии. Людовик XV и его любовница мадам де Помпадур усиленно пользуются духами, при чём последняя использует "португальскую воду" (апельсин, бергамот, лимон, роза) и "масло Венеры" (роза, сандал, ирис). Следующий король Людовик XVI ещё усиливает интерес двора к парфюмерии. Именно в это время парфюмерия становится привилегией для косметических средств: коробочки для румян, пудреницы, флаконы для духов производят как настоящие шедевры искусства, и ароматы, "живущие" в них, не уступают по цене и красоте своим "домам".

Мария Антуанетта пользуется лёгкой цветочной парфюмерией.

Именно в этом веке появляются первые знаменитости в мире парфюмерии. Среди них - как никому сегодня не известные Фаржон и Любен, так и Убиган, имя и дело которого прдолжают до сих пор.

75

Во второй половине 18 века все модницы Европы ориентировались на вкус королевы Марии-Антуанетты. Она обожала ботанические запахи. Ей нравилось сочетание роз с полевыми цветами (маками, васильками). Это необычное смешение перешло и в парфюмерию.

http://s3.uploads.ru/t/TEGJt.gif

Королева содействовала в 1775 году открытию первого по-настоящему значительного парфюмерного дома Houbigant. Ему принадлежал магазин "A la Corbeille de Fleurs". В 1882 году он выпускает аромат Fougère Royale, ставший первым представителем "фужерного" семейства парфюмерии. Этот бренд жив и сегодня.

76

http://s3.uploads.ru/t/O36NI.jpg

Наконец-то раскрыта тайна любимого аромата последней королевы Франции, великой модницы Марии-Антуанетты. Это стало возможным благодаря известному французскому парфюмеру Франсису Курдьяну, который расшифровал рецептуру придворного парфюмера XVIII века и по ней воссоздал любимые духи французской королевы.

В воссоздании легендарного аромата, кроме знаменитого французского парфюмера, принимала участие историк парфюмерии Элизабет де Фейдо. Плод их совместных усилий — 1000 крошечных флакончиков аромата, выпущенного ограниченной серией, — был доставлен в Версаль вместе с 10 хрустальными гранеными флаконами большего объема.

Для создания аромата под названием Le Slllage de la Reine (След королевы) Франсис Курдьян использовал специальные технологии того времени и исключительно натуральные ингредиенты. Подготовительная работа, исторические изыскания и собственно составление аромата заняли 18 месяцев.

Источник: wwwinterlinks.ru

77

В 1789 году запах пороха распространился в результате Французской революции. Во время романтической эпохи женщины потеряли интерес к макияжу и сильным ароматам. Духи стали презренными. Они возвращали во времена консульства и империи. Вскоре Наполеон пришел к власти. Наполеон и его окружение были большими поклонниками парфюмерной продукции, и тратили на нее огромные состояния. Два литра фиолетового одеколона доставляли к нему каждую неделю, и он, как говорят, использовал шестьдесят флаконов двойного экстракта жасмина каждый месяц.

78

http://s3.uploads.ru/t/o1cDA.jpg

В 1789 году Великая Французская революция серьёзно ударила по зажиточным торговцам-буржуа, и затронуло это самые разные производства, включая парфюмерию. Производство духов пошло на спад. Но ненадолго... Во времена Директории самые экзотические парфюмы вернулись в моду. Мадам Тальен нежилась в ваннах, ароматизированных с помощью изощрённых цветочно-фруктовых парфюмов. Жозефина вводила в моду совершенно особые ароматы с корицей, ванилью, гвоздикой. Особы мужского пола вовсю пользовались парфюмерией с цибетином и мускусом, а император Наполеон душился одеколоном. Именно он, кстати, приказал своим солдатам пахнуть только простым мылом, и с того времени парфюмерия впервые начала делиться на мужскую и женскую.

В дальнейшем история вошла в эпоху Романтизма, и мода последовала за ней, развивая в женщинах любовь к тонким и нежным ароматам, утончённым флаконам. Необходимым аксессуаром мужской и женской одежды становится надушенный платок. Именно любовь к платкам, сохранившаяся в моде ещё и до начала ХХ века, натолкнула Жан-Поля Герлена на мысль о создании Voilette de Madame (дамская вуалетка) и Mouchoir de Monsieur (мужской платок).

Среди многочисленных шедевров Оноре де Бальзака есть и произведение "Цезарь Биротто". В нём рассказывается, как в период Реставрации парфюмер нажил состояние, купив лавку "Королева роз" на улице Сент-Оноре. В царствование Наполеона III империя словно бы в отмщение нежный цветочным ароматам Романтизма предалась настоящему парфюмерному разврату, скупая духи в стиле Бодлера - опьяняющие, развратные, не в меру искусительные ароматы. Восточные компоненты мускус и амбра, цивет, сандал, гелиотроп и пачули придают этим парфюмам тяжесть и сладость.

В это время рождаются такие гении парфюмерии, как Легран, Любен, Виолле, Герлен, которые становятся первой в мире парфюмерной элитой. Однако, уже в начале XX века современные технологии дают о себе знать, и парфюмерия переходит на новый уровень.

79

Жан-Франсуа Убиган, радовавший своими творениями королеву Марию Антуанетту. Кстати, именно она ввела в моду ароматические ванны, благоухающие кружевные платочки и специальные ароматические пакетики, которые было принято носить под одеждой.

Уже после казни опальной королевы разбушевавшимися французами, парфюмерный Дом Houbigant стал настолько знаменит, что его клиентами были английская королева Виктория, российский император Александр III (это ему были посвящены духи «Царский букет» и «Одеколон Российской Империи») и французский император Наполеон III.

Другой парфюмерный Дом Creed был основан в 1760 году и создавал элитную парфюмерию для императриц Евгении и Елизаветы Австрийской. Видимо, из-за успеха у коронованных особ, Дом успешно дожил до нашего времени, и теперь каждый желающий может заказать индивидуальную парфюмерию Creed лично для себя. Обойдется это удовольствие, конечно же, недешево. Правда, тут есть еще одна загвоздочка – вредные парфюмеры Дома даже пальцем для вас не пошевелят, если вы не закажете сходу как минимум десять литров ароматной жидкости. Ну, а потом еще подождете парочку лет в очереди.

XIX век подарил нам еще три именитых парфюмерных Дома, а те, в свою очередь, обзавелись высокородными покровителями. Guerlain без устали создавал ароматы для императрицы Евгении, королева Виктория и Аделаида Орлеанская предпочитали Coudray, а Roger & Gallet одаривали ароматами Наполеона Бонапарта и Жозефину.

Стоит заметить, что сам Наполеон, хоть и запретил своим солдатам пользоваться парфюмерией, был просто маньяком ароматов. За день он свободно мог перевести на себя, любимого, до 12 литров туалетной воды. Будучи уже в ссылке на острове Св. Елены, он так страдал, когда у него закончился одеколон, что изобрел собственный парфюмерный рецепт с добавлением бергамота. Кстати, принято считать, что даже термин «туалетная вода» тоже принадлежит Наполеону.

80

http://s2.uploads.ru/t/z1mJe.jpg

Луи-Франсуа Картье и Пьер-Франсуа Герлен – основатели знаменитых и старейших ювелирной и парфюмерной империй – оба они были официально приближены ко двору известнейшего Наполеона III. Герлен получил статус парфюмера при дворце, а Картье пользовался эксклюзивным правом на изготовление ювелирных украшений для императора и его императрицы Евгении.

http://s2.uploads.ru/t/peTfC.jpg

Картье довольно часто мог завтракать со своими господами, а старика Герлена в основном не пускали дальше дворцовых ворот. Украшенные драгоценными бриллиантами и камнями золотые флаконы, которые создавал Картье, ценили намного выше, чем их ароматическое содержимое, поставляемое Пьер-Франсуа Герленом.

http://s2.uploads.ru/t/dkepY.jpg

В 19 веке великий парфюмер просто не мог пользоваться такой же популярностью и уважением, как ювелир. В то время духи практически никто не рассматривал как произведение искусства, они рассматривались как гигиеническое средство, такое же, как обычное мыло или зубной порошок.

Но 20 век в корне все изменил. Парфюмерия была возведена в ранг высокого искусства. Со временем публика поняла, что ароматическая композиция может переливаться и сверкать, как самый дорогой и настоящий бриллиант, может обладать магическими необыкнвоенными свойствами, пробуждающими фантазии и чувства.

http://s3.uploads.ru/t/sbIa4.jpg

81

Парфюмерия и парфюмеры
Женщина стала объектом поклонения, а на Всемирной выставке в Париже в 1868 году появился новый способ душиться благодаря изобретению пульверизатора. Облако духов, выпускаемое пульверизатором, произвело настоящую революцию в искусстве ношения духов и навсегда оставило в прошлом использование платков, курильниц и ароматических пастилок для дома. В 1874 году Герлен использовал синтетическую молекулу курамин, впервые полученную из плода дерева кумару в 1866 году, для получения папоротникового аккорда в Jiky. В 1882 году парфюмер Хубиган работал с этой же самой молекулой, создавая знаменитый аромат Fougere Royale.

Синтетическая молекула ванилина, ароматический компонент стручка ванили, в первый раз была использована в 1874 году. Она лежит в основе почти всех ароматов Коти и Герлена. Применение синтетических молекул постепенно изменило профессию парфюмера, добавив в его палитру новые яркие краски. Парфюмерия, основанная на синтезе, означала появление духов, доступных широким слоям населения, поскольку стоимость получения синтетических молекул значительно ниже, чем естественных.
Этот синтез и огромное разнообразие возможностей, которые он предоставлял, выдвинули химическую индустрию на одно из первых мест в экономике Франции. Также развивались технологии обработки естественного сырья: в 1880 году появился новый тип экстракции – экстракция с помощью летучего растворителя. Водяной пар, который применяли раньше, заменили веществами, которые растворяли воски и эссенции растений и цветов. Растворитель, испаряясь, оставлял жирную массу – конкрет, который после промывания в алкоголе давал драгоценную жидкость – абсолю.

82

После французской революции
Во время французской революции духи полностью исчезли, так же как короли и королевы, поверженные и обезглавленные. Использование духов считалось опасной провокацией, которая вызывала неприятные воспоминания о монархии и могла поставить под угрозу жизнь того, кто ими пользовался. После революции, во времена правления Директории, общество снова увлеклось роскошью и удовольствиями. Жена первого консула Франции постепенно начала душиться, но очень скромно. Весь период Реставрации сопровождался легкими цветочными запахами. Употребление парфюма снова начало быстро расти, что побудило парфюмеров Грасса возобновить свое производство. С того времени парфюмированный платок со сладкими едва заметными запахами стал единственным женским и мужским аксессуаром, носить который было допустимо в свете. Это начало «платочной парфюмерии», платки всегда носили в руках, они отмечают приход эпохи денди, английских садов, высшего света. Тогда английский стиль главенствовал во всех сферах жизни. В ту эпоху модники приходили в парфюмерные салоны, чтобы надушить свои перчатки и парики и попрактиковаться в искусстве общения. Мраморные полы, стены, обитые кожей из Кордовы, расписные потолки… бутик создавал идеальную атмосферу для утонченного удовольствия. Немного позже искусство резко вырвалось вперед: Гауди строит в Барселоне, Тулуз-Лотрек рисует танцовщиц «Мулен Руж», Сезанн изображает гору Санте-Виктуар, братья Люмьер изобретают кинематограф. Принцесса Паулина Боргез, сестра Наполеона и жена генерала Леклерга, удостаивала Грасс своими частыми и продолжительными посещениями. Принцесса Паулина обладала редкой красотой и хрупким здоровьем. Даже колокол Грасского собора не звонил, чтобы она могла спокойно отдохнуть во время своего пребывания в городе. Принцесса посещала самых знаменитых парфюмеров города.
Еще сегодня можно видеть в парке, носящем ее имя, скамейку с тремя сиденьями, которую она велела создать из камня для себя и своих компаньонок, чтобы иметь возможность любоваться панорамой города и побережья. Начиная с того времени, город не перестает расти. Одновременно с парфюмерной промышленностью начали развиваться морские курорты и туристическая деятельность, сначала преимущественно в зимние сезоны, из-за своего мягкого климата, а потом и в летние. Стали появляться большие и красивые отели по периметру старого города. Также возникла индустрия развлечений, и Грасс стал курортным местом, высоко ценимым высшими слоями общества.

83

Парфюмерия XX века

http://s3.uploads.ru/t/LK6m1.jpg

Этот век изменил парфюмерию в корне. Господство натуральных компонентов впервые уступает превосходство синтетическому производству. Причём даже натуральные эфирные масла и экстракты извлекаются из растений уже с помощью химии. Кроме того, развитие химии способствует созданию новых компонентов для парфюмерии, с чем существенно увеличивается палитра парфюмера.

Искусственные компоненты становятся даже ключевыми нотами для духов (например, Убиган создал Fougere Royale - "Королевский папоротник" благодаря кумарину, гелиотропин стал основой для амбровой парфюмерии, хинолин с анисом и боярышником воссоздаёт запах кожи...).

Прототипом парфюмерии на основе искусственных составляющих (альдегидом) стали духи-легенда "Шанель №5".

Представители французской парфюмерии объединяются с известными кутюрье. Таким путём пошли Герлен, Молинар, Коти, Буржуа, Ланком. Но первой на этой стезе всё же остаётся несравненная Коко Шанель, женщина, которая лучше всех на свете знала, как должна выглядеть и пахнуть красота...

84

Мода на духи в начале XX века
Начало XX века в истории модных ароматов обозначено господством несложных цветочных букетов и более предпочтительных вариантов запахов с одним единственным цветком. Исключение составляли Jicky (Guerlain) (фужерный тип парфюма 1889 года и L'Heure Bleue (Guerlain) (восточный тип парфюма 1912 года). В конце данного периода моды начали появляться первые шипровые ароматы, Mitsouko (Guerlain, 1919) – один из такиз, и он до сих пор крайне популярен у современных представительниц прекрасного пола.
Мода на духи в 20-е годы XX века
Период отмечен блистательным появлением в 1921 году первого цветочно-альдегидного аромата – Chanel № 5  - элитная парфюмерия и в определенном смысле современная классика. В 1927 году свой вариант цветочно-альдегидного типа парфюма Arpege представил Lanvin.

В это же время началось развитие увлечения восточными традициями и темами, так к модным ароматам присоединились глубокие амбровые, очень сладкие Habanita от Molinard и Shalimar от Guerlain.
http://s2.uploads.ru/t/vguz2.jpg

Конец 1920-х годов – замечательный послевоенный период, когда возник новый стиль жизни, который создал особое исскуство жить –«безумное время». Этот период безумств во всех сферах жизни был отмечен радостью и постоянными праздниками. Это начало подъема американского искусства с Фредом Астером и Чарли Чаплином, это также приход джаза и танго… Это эпоха импрессионистов, великих гениев, таких как Пикассо, который основал свое направление в искусстве – кубизм. Наступление «безумного времени» позволило
появиться первым легендарным ароматам. Все женщины той эпохи носили Habanitaот Molinardили № 5 от Chanel, запах которого стал символом женской свободы, с его помощью каждая женщина могла без ложной скромности выразить себя как личность. В ту эпоху феноменального технологического прогресса были сделаны удивительные открытия: появились машины, самолеты, первые станции метро. Worth и Poiret збавили женщин от ношения корсетов. А немного позже Коко Шанель совершила настоящую революцию в моде, укоротив юбки одним взмахом ножниц. Женщины наконец раскрепостились, зародилось движение, существующее и в наши дни, – движение «гарсонов».

http://s3.uploads.ru/t/yQiql.jpg

Отредактировано Руслана (2012-12-02 15:02:50)

85

В конце XIX в. во французской парфюмерной промышленности было занято около 20000 человек, и треть ее товарооборота реализовывалась за счет экспорта. В 1900 г. такому успеху была посвящена универсальная Выставка в Париже. Парфюмерная секция была богато украшена центральным фонтаном, соединяющим различные стенды. Хозяева стендов не постеснялись обратиться к великим мастерам в мире Искусства. Это Hector Guimard, создатель украшений на входах парижского метро, который нарисовал флаконы для фирмы Майо, и график Alfons Mucha, работавший для Убиган.

Так постепенно изменилось восприятие духов. Кроме самого запаха, стали важными такие элементы, как флакон, упаковка и также реклама. Парфюмерные фирмы работали с известными стекольными заводами Лалик, Баккара, графиками и рекламными кампаниями. Сотрудничество парфюмера Франсуа Коти и Рене Лалика стало одним из самых плодотворных. Оно позволило мастерам по хрусталю усовершенствовать технологию и производить, кроме флаконов для Коти, флаконы для других парфюмерных фирм, таких как Д'0рсэй, Герлен, Любен, Молинар, Пивер, Роже и Галле, Вольне. Другие стекольные предприятия внесли также свой вклад в производство флаконов. Прежде всего Баккара, создавший множество флаконов для фирмы Герлен, (Mitsouko, Shalimar, Coque d'or...), Деспре, Убиган и Карон (Narcisse noir); затем стекольные заводы Броссе, вышедшие на рынок в 20-е годы со своим великолепным флаконом в строгом стиле для Шанель № 5 и известным черным шаром для Агрёде Жанны Ланвен.

Что касается духов, они продолжали эволюцию, избегая отныне кратковременности. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. L'Origan, которые он создал в 1905 г., - первые из современных духов. В 1917 г. он выпустил Chypre (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов, носящих это название и имеющих оттенки дубового мха, ладанника-лабданума, пачули и бергамота. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы, которые мы находим в Shalimar Герлен.

Если синтетические продукты произвели революцию в области запахов в конце XIX в., то новая категория парфюмеров перевернула саму парфюмерию, это были кутюрье. В 1911 г. Поль Пуаре, который уже приобрел свою известность, освободив женщину от корсета, стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Он назвал свои духи Les Parfums de Rosine в честь своей старшей дочери. Но, если Пуаре хотел лишь добавить лучик парфюмерии к своей одежде, то коммерческую логику этой идеи он не довел до конца. Это сделала великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком. Этот пробный удар стал ударом мастера! Отныне легендарные №5, созданные Эрнестом Во, стали первыми духами, содержащими альдегиды, синтетические продукты, обладающие очень интенсивным запахом, и кроме того силой распространения в композициях. Ланвен в свою очередь использовала эти продукты в Агрёде.

http://s2.uploads.ru/t/Z15xb.jpg

86

20-ые годы – время экономического и промышленного роста. После окончания первой мировой войны подъем ощущался не только в экономике, но и в социальной сфере. Война разрушила сложившиеся устои во всех сферах общественной жизни, в том числе и в моде. Во время войны женщинам приходилось осваивать мужские профессии, поэтому они просто не могли позволить себе продолжать носить корсеты и длинные неудобные юбки. Женщины примерили брюки, комбинезоны и укороченные юбки, а после окончания войны не захотели расставаться с этой одеждой. Корсет так и не вернулся в гардероб женщин, а на смену ему пришли:
- платья свободного покроя, прямого силуэта. В моде заниженная линия талии, глубокие вырезы на спине, плиссировка, юбки длинной до щиколотки, впрочем к середине двадцатых длинна станет едва доходить до колен.

http://s2.uploads.ru/t/gC1jQ.jpg

- костюмы и пальто свободного кроя

- шляпки-клош, шляпки с небольшими полями, береты. Шляпки украшались вышивкой, перьями, цветами.

В моду вошли не только новые платья, но и совершенно новый тип женщин – женщина-мальчик. Теперь модницы стремились обладать худой, не слишком женственной фигурой, впервые в моду вошла загорелая кожа. Популярными стали короткие стрижки, уложенные красивыми волнами.

http://s3.uploads.ru/t/B6dpU.jpg

Зато косметике стало уделяться куда больше внимания, ведь обычный макияж включал в себя яркую (красную или бордовую) помаду, тушь, темную подводку для глаз, пудру и румяна. Стали появляться цветные лаки для ногтей. Огромной популярностью пользовались красные оттенки лаков.

Из украшений наиболее модными считались нитки жемчуга, причем довольно длинные (до двух метров).

Модной обувью были туфли на невысоком устойчивом каблуке или лодочки.

Именно в 20-ые годы появляется интерес к трикотажу. Если раньше это была ткань, которую использовали рабочие, люди невысокого социального положения, то после войны удобство и практичность трикотажа оценили многие женщины и трикотаж занял свое место в гардеробах модниц.

Вечерние же платья шили из шелка, бархата, шифона, декорировали вышивкой и бахромой.

В это же время появляется стиль Ар Деко. На формирование этого стиля оказали влияние сценические костюмы «Русских сезонов» Дягилева, а также восточные и персидские традиции в одежде. Русская вышивка стала пользоваться огромной популярностью. Стиль Ар Деко предполагал смешение множества направлений моды, роскошную отделку. Одежда украшалась кружевом, вышивкой, бахромой. В моде также была отделка мехом.

В 20-ые годы стремительно развивается кинематограф, поэтому актрисы, появляющиеся на экране, оказывают влияние на моду. Женщины стремятся подражать великолепным вечерним нарядам актрис.

Из наиболее знаменитых дизайнеров 20-х годов можно назвать: Поля Пуарэ, Коко Шанель, Жан Пату.

87

В тридцатые годы появляются новые запахи, названные "Cuir" (кожа), с сухими оттенками, напоминающими запах кожи и цветов. Цветочные запахи развивались вместе с такими духами, как Jereviens Ворс (1932 г.), Fleurs de rocaille Карон (1933 г.) или Joy Жана Пату (1 935 г.). После 2-й Мировой войны свою форму изменил "Шипр" с появлением Femme Роша (1 944 г.), Ма Griffe Карвен и Miss Dior, Диор (1947 г.) L'air du temps Нины Риччи(1947 г.) принесли новое изменение в семейство цветочных запахов, так же как Vent vert Бальмен (1945 г.).

88

http://s2.uploads.ru/t/VktYX.jpg

В 1930-е годы покупатели в московских галантерейных магазинах то и дело спрашивали: "А мыло "ТэЖэ" у вас есть?", "А духи "ТэЖэ"?", "А крем "ТэЖэ"?" Может быть, в те годы в столице СССР торговали французским парфюмом"

Да, за "железный занавес" завозили в малых количествах импортную парфюмерию, но она оседала на туалетных столиках жен или любовниц представителей партийной номенклатуры. Простые граждане довольствовались отечественными товарами, которые и без заграничных этикеток пользовались огромным спросом. Тем более что после бурных голодно-холодных революционных лет в стране наступило относительное благополучие. Наметился явный переход от вынужденного аскетизма к благополучию частной жизни, уютному быту, более цивилизованным формам поведения.

Стали восстанавливаться в правах такие "старорежимные" ценности, почти затоптанные боевыми тачанками в пылу политической борьбы,  как семья, служебная карьера, классическое образование. Уже совершенно открыто в центральных газетах обсуждаются проблемы не только внутренней, но и внешней культуры человека, открывается в Москве Институт косметики и гигиены Главпарфюмера, появляются первые советские журналы мод. Если раньше уход за собственной внешностью, считался недостойным занятием, то теперь очереди в парикмахерских стали нормой жизни.

В те годы самый передовой класс революции - рабочий стал усиленно пополняться выходцами из разоренных продразверсткой и продналогом голодных деревень. Города заполнились бывшими крестьянами, которые и слыхом не слыхивали о таких вещах как "крем", "косметика" или "одеколон". В СССР развернулось широкое движение за личную гигиену, совпавшее по времени со знаменитым стахановским движением. В 1935-1936 гг. передовиков преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала не только их производственные достижения, но и то, как они приобретают дорогие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже автомобили. Конечно, простые граждане не могли позволить себе этого, но и в их домах стали появляться такие детали мелкобуржуазной обстановки, как шелковые абажуры, белоснежные занавески, этажерки с книгами и т. д. Страна взяла курс на ликвидацию бескультурья и варварства в сфере гигиены и санитарии.

Об этом говорит тот факт, что уже в 1936 году Советский Союз по выпуску парфюмерии превзошел Францию и занял третье место в мире после США и Великобритании. Но, несмотря на такой подъём парфюмерно-косметической отрасли в 30-е годы, суровая советская мораль не одобряла женщин, употреблявших яркую косметику или делающих себе маникюр. В зависимости от экономического положения в стране то звучал призыв:

Девушки-красавицы,
вы не мажьте рожи,
лучше мы запишемся
в Союз молодежи!

то уговоры пользоваться продукцией парфюмерной фабрики ТэЖэ. Вот и опять мы вернулись к этому загадочному слову ТэЖэ. Наиболее романтичные граждане расшифровывали его весьма поэтично "Тайна Женщины", но на самом деле, несмотря на некий налет гламурности эта аббревиатура расшифровывается весьма прозаично – трест Жиркость. Хотя, некая "Женщина" к созданию этого треста имела непосредственное отношение, точнее две женщины.

89

Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы на выпуск мыла для красноармейцев. Все, что касалось ухода за собой, помимо самых естественных гигиенических потребностей — помыться да причесаться, было объявлено пережитками. Все прежние "буржуйские" заводы получили порядковые номера и превратились в мыловарни. Такой печальной участи не избежал в 1918 году и знаменитый Брокар.

Одну из крупнейших европейских парфюмерных фабрик назвали Пятым мыловаренным заводом и обязали выпускать только один вид продукции, но с приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться. Все мыловарни, жаждущие расширить номенклатуру, объединили в трест Жиркость, более известный нам как ТэЖэ. Парадокс, но из такого вот малоприятного названия получилось загадочное сокращение на французский манер — предмет вожделения всех модниц, воспетый в литературе и городском фольклоре:

На губах ТэЖэ,
На щеках ТэЖэ,
На бровях ТэЖэ.
Целовать где же?"

Пятый мыловаренный тоже перешел в его подчинение.  А когда в Москву переехало советское правительство и многие государственные учреждения, то добротные, строившиеся на века помещения фабрики решено было отдать под монетный двор. Возглавлявшая предприятие революционерка Евдокия Уварова, работавшая ещё у Брокара, пошла к Ленину и убедила его, что на фабрике сохранилось все для производства парфюмерной продукции. Так простая работница отстояла целый завод, ныне именуемый "Новая заря".

Интересный факт, несмотря на сложные перипетии того времени в России остался знаменитый парфюмер француз Август Мишель, тот самый, который к трехсотлетию дома Романовых создал серию духов, пудры, мыла под названием "Букет Императрицы". В 1925 году им дали новое имя "Красная Москва". Духи с таким названием до сих пор выпускает "Новая заря". Значительная роль в судьбе отрасли принадлежит ещё одной женщине - Полине Жемчужиной, жене Вячеслава Михайловича Молотова, руководившей этим трестом с 1932 по 1936 годы. О её судьбе нужно рассказать отдельно.   

Самая элегантная дама в СССР   Революционер Молотов знакомится в Одессе с элегантной и очень зажиточной еврейкой Полиной Карповской. Женщина эта умела пленять и блистать в любом обществе: и среди своих богатых родственников, и на конспиративных сходках революционеров, в которых участвовал молодой Молотов. Они поженились. Полина стала не только опорой и спутницей своего мужа, но и вдохновительницей его, впрочем, не очень опасной в условиях царского времени, революционной карьеры. Превращение России в государство диктатуры пролетариата ввело эту изысканную женщину в среду самой высокой партийной иерархии. Она охотно возглавила парфюмерный трест

90

Все парфюмеры 30-х подчинялись тресту ТэЖэ

Вот небольшой отрывок из воспоминаний бывшего наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна, который дает некоторое представление о твердом характере и напористой энергии этой неординарной женщины:

"Наркомом легкой промышленности тогда был Любимов, старый большевик, уважаемый человек. Но на него шли жалобы, что он мало обращает внимания на развитие парфюмерной промышленности и на мыловарение. Сталин узнал об этом из беседы с Полиной Семеновной Жемчужиной, женой Молотова. Тогда она возглавляла ТэЖэ - Трест жировой промышленности Москвы (такой же трест ЛЕНЖЕНТ был в Ленинграде). Как-то раз позвонил мне Сталин и пригласил к себе на квартиру. Там был Молотов. Попили чаю. Вели всякие разговоры.

Потом Сталин перешел к делу и сказал примерно следующее: жена Молотова, Жемчужина, рассказала ему, что ими очень плохо руководит Наркомлегпром. В таком положении находится и ЛЕНЖЕТ. С её слов получалось, что они беспризорные. Вместе с тем Жемчужина говорила, что Парфюмерия - это перспективная область, прибыльная и очень нужная народу. У них имеется много заводов по производству туалетного и хозяйственного мыла и всей косметики и парфюмерии. Но они не могут развернуть производство, потому что наркомат не дает жиров; эфирных масел для духов и туалетного мыла также не хватает; нет упаковочных материалов. Словом, развернуться не на чем. А у женщин большая потребность в парфюмерии и косметике. Можно на тех же мощностях широко развернуть производство, если будет обеспечено материально-техническое снабжение. "Вот, - говорит Сталин, - я и предлагаю передать эту отрасль из Наркомлегпрома в Наркомпищепром".

Я возразил, что в этом деле ничего не понимаю сам и что ничего общего это дело с пищевой промышленностью не имеет. Что же касается жиров, то сколько правительство решит, столько я буду бесперебойно поставлять - это я гарантирую. Кроме эфирномасличных жиров, производство которых находится у Легпрома, а не у меня. Сталин заметил, что не сомневается, что жиры я дам. "Но все же, - сказал он, - ты человек энергичный. Если возьмешься, дело пойдет вперед". Неуверенно, но я согласился. Итак, все это перешло к нам. Был создан в наркомате Главпарфюмер, начальником которого была назначена Жемчужина. Я с ней до этого не был близко знаком, хотя мы жили в Кремле на одном этаже, фактически в одном коридоре. Она вышла из работниц, была способной и энергичной, быстро соображала, обладала организаторскими способностями и вполне справлялась со своими обязанностями". 

Когда за три месяца до начала Второй мировой войны наркомом иностранных дел СССР назначили  Вячеслава Михайловича, госпожа Молотова открыла в Москве уже не косметический, а дипломатический салон. В этом салоне она укрепила за собой репутацию решительной противницы "гнилой западной плутократии" и энтузиастки политики жесткости и беспощадного выбора средств. Такой-то и должна быть настоящая коммунистка. 29 января 1949 года она была арестована и обвинена в том, что "на протяжении ряда лет находилась в преступной связи с еврейскими националистами"

Через два месяца её муж был освобожден от должности министра иностранных дел и потерял большую часть своего влияния. 29 декабря 1949 года Особым совещанием при МГБ СССР  Полина Жемчужина приговорена к 5 годам ссылки в Кустанайскую область. Сразу же после смерти Сталина, когда её муж вновь занял руководящие позиции в стране, была освобождена по приказу Берии и реабилитирована.  После возвращения из ссылки Жемчужина полгода не вставала с постели, сказались перенесенные в тюрьме пытки. Поправившись, она полностью погрузилась в заботы о доме и муже – общественная деятельность её больше не интересовала. Умерла в Москве в 1970 году, оставаясь до конца жизни убежденной сталинисткой.


Вы здесь » Парфюм-клуб » Полезные ссылки и информация » История парфюмерии