Парфюм-клуб

Объявление

Agent Provocateur Amouage Anna Sui Annick Goutal Armand Basi Avon Azzaro Badgley Mischka Baldinini Banana Republic Bond No 9 Boucheron Britney Spears Burberry Bvlgari By Kilian Cacharel Calvin Klein Carolina Herrera Caron Cartier Cerruti Chanel Chantal Thomass Chloe Chopard Christian Lacroix Clinique Comme des Garcons Comptoir Sud Pacifique Coty Creed Davidoff Dior Diptyque Dolce&Gabbana Donna Karan D`Orsay E. Coudray Elizabeth Arden Elizabeth Taylor Emanuel Ungaro Emilio Pucci Escada Escentric Molecules Esteban Estee Lauder Etat Libre d`Orange Etro Fendi Fragonard Franck Olivier Frapin Frederic Malle Ghost Gianfranco Ferre Giorgio Armani Givenchy Gloria Vanderbilt Gres Gucci Guerlain Guy Laroche Halston Hanae Mori Harajuku Lovers Hermes Histoires de Parfums Hugo Boss Iceberg Il Profvmo Isabel Derroisne Issey Miyake Jacomo Jean Couturier Jean Patou Jean Paul Gaultier Jennifer Lopez Jesus Del Pozo Jil Sander Jo Malone John Galliano Joop! Jovoy Paris Juliette Has A Gun Keiko Mecheri Kenzo Krizia L Artisan Parfumeur La Maison de la Vanille La Perla La Prairie Lacoste Lalique Lancome Lanvin Laura Biagiotti Les Copains Les Parfums de Rosine Loewe Lolita Lempicka Lostmarch Louis Feraud Lubin Lush L`Occitane en Provence M. Micallef Maitre Parfumeur et Gantier Mandarina Duck Marc Jacobs Masakï Matshushïma Mauboussin Max Mara Mexx Michael Kors Missoni Molinard Montale Montana Moschino Naomi Campbell Narciso Rodriguez Nez a Nez Nina Ricci ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА ПОДСКАЗКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Парфюм-клуб » Направления, типы, разновидности » Ноты аромата


Ноты аромата

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Нашла у себя сохраненную статью об нотах, с какого источника она - не помню, но помню, что обрадовалась, когда где-то в интернете она попалась.
Дело в том, что читая описания ароматов форумчанами я восхищалась внешней поэзией описания, которая для разбирающегося выглядит восторженно-наивной, но в принципе, бесполезной для понимания аромата (что можно сказать о духах, когда один комментатор пишет о кладбищенской затхлости и землистости, а другой - о свежести мокрых цветов).  Кроме того, читая пирамидки мне хотелось узнать запах ряда нот. Тем более, что с активным внедрением химических веществ просто интересно было узнать что чем пахнет.


Вот эта статья (есть подозрение, что к ней еще откуда-то кусок приклеился).

Синтетические ароматические вещества - это большая группа органических соединений, получаемых химическими или физико-химическими методами из продуктов растительного происхождения или синтезируемых из разнообразного химического сырья. Индивидуальные ароматические вещества, полученные путем химического синтеза, обычно называются синтетическими душистыми веществами. Они отдельными нотами вплетаются в ткань композиции душистых веществ, начинают звучать в умелых руках парфюмера, придавая запахам духов несравненную прелесть и усиливая стойкость духов. К синтетическим душистым веществам относятся следующие:
углеводороды - например лименон с запахом лимона;
спирты - такие как гераниол, нерол, цитронеллол с запахом розы,
терпинеол с запахом сирени,
ли-налоол с запахом ландыша;
простые эфиры - например эвгенол и изоэвге-нол с запахом гвоздики,
метиловый эфир с запахом черемухи и
этиловый эфир с фруктовым запахом;
сложные эфиры по своей химической природе представляют подавляющее большинство среди синтетических душистых веществ.
Примером может служить бензилацетат с запахом жасмина;
лактоны – например, кумарин с запахом свежего сена;
альдегиды - так же как и сложные эфиры являются одной из распространенных
химических групп ароматических веществ. Примером являются ванилин, гелиотропин, цитраль с сильным лимонным запахом;
кетоны - такие как ионон с запахом фиалки;
нитросоединения производных ароматического ряда - мускус амбровый, мускус-кетон;
основания - индол с запахом жасмина.

Чтобы представить себе состояние современной парфюмерии, обратим внимание на два основополагающих момента: с одной стороны, по экономическим и техническим причинам (к ним мы еще вернемся) роль химии в парфюмерии стала сегодня преобладающей; с другой стороны, парфюмерия уже не может больше развиваться только на основе натурального сырья. Однако по причинам, связанным непосредственно с историей, при описании духов продолжают упоминать загадочные композиции, составленные, например, из ароматов влажного, нагретого солнцем мха, грасского жасмина, лесного ландыша, токийского мускуса и сандалового дерева из Восточной Индии, амбры, кожи, египетской герани, индийской гвоздики и нарциссов Прованса. А ведь известно, что, начиная со второй мировой войны, все современные духи включают в свой состав до 80%, если не больше, химических продуктов.
Как бы то ни было, не предвосхищая будущего, признаем фантастический вклад химии в парфюмерию в плане резервов сырья, внутренних запасов, замен, ведь она открывает неохватный простор для новых поисков и открытий.
И все же нужно отметить неоценимое значение натурального сырья, даже при том, что оно очень редкое и очень дорогое. И так как именно это определяет основу "магии" духов, мы произносим: майская роза, нарцисс или мизорский сандал, хотя речь идет о химических субстанциях.
Теплота и цвет природного сырья, стойкость и оригинальность сырья химического - самый желанный союз, для того чтобы парфюмерия развивалась в верном направлении. Читая описания духов, будем помнить, что они отражают не столько наличие использованных материалов, сколько стремятся воспроизвести ассоциативный ряд запахов, ощущаемых при вдыхании аромата.
Эфирные масла различных растений насыщают воздух весеннего дня, летнего сада, густого осеннего леса, волшебной южной ночи. И даже маленький букетик скромных полевых цветов в простом глиняном горшке наполняет благоуханием всю комнату. Люди ради собственного удовольствия и радости разрушают жилища "джиннов", лишают их обители.

Но взамен даруют им "хрустальные дворцы" - чудесные флаконы, надолго сохраняющие капельки "жидкого солнца", их благоухание, "душу" растений. В ансамбле с эфирными маслами других растений и различными душистыми веществами они в виде парфюмерных изделий доставляют людям немало радости и наслаждения. Итак, эфирные масла являются продуктами жизнедеятельности растений и плодами науки, которая помогла извлечь их ароматное содержимое путем более или менее сложных манипуляций.

Растительное сырье применяется в парфюмерии в виде спиртовых настоев или растворов, полученных из душистых частей растений: листьев (пачули), семян и плодов (гвоздика, корица, ваниль, кориандровое семя, бобы тонка), корней (ветивер, ирис, аир), а также некоторых лишайников и растений (дубовый мох, ладанник).
Кроме указанных видов растительного сырья, применяются также душистые вещества, называемые смолами и бальзамами. Это сложные смеси органических соединений, содержащиеся во многих растениях. Они используются в парфюмерии в виде настоев и растворов и являются своего рода фиксаторами запаха, способствующими увеличению продолжительности сохранения запаха духов. К ним относятся бензойная смола, стиракс, бальзам, а также смолы, выделяемые из цветов розы, ладанника и других смолистых веществ.
Сырье животного происхождения - это мускус, амбра, цибетин и бобровая струя. В противоположность большинству растительных веществ (особенно цветов и пряностей или древесины), они источают запахи, которые невозможно было бы квалифицировать как "приятные" ароматы. Достаточно раз сунуть нос в баночку, наполненную мускусом, и отшатнуться, зажимая ноздри до удушья, чтобы понять, что животные компоненты духов, если они и необходимы, должны быть очень дозированными. В XVIII веке верили, что запах полости мускусной косули мог убить неосторожного охотника, забывшего заткнуть нос, приближаясь к своей добыче...

В качестве примера назовем вещества, которые могут давать духам ноты, составляющие их. Так, начальную ноту могут дать гесперидные запахи, т. е. запахи бергамота, апельсина, лимона, а также запахи розового дерева, тимьяна, лаванды, кориандра, эстрагона, ацетата, амила, линалоола и т. д. Сердцевинная нота может быть представлена запахами розовой эссенции, жасмина или герани, гальбана, вербены, померанца, некоторых альдегидов, терпинеола и т. д. Фиксаторами могут служить вещества растительного (дубовый мох, сандал, шалфей, ветивер) или животного происхождения (цивет, мускус, амбра, бобровая струя), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты и т. д.).

Удавшиеся духи проявляются подобно фейерверку: первыми разворачиваются запахи головной ноты, не слишком сильно и напористо, так, чтобы привлечь внимание, гармонично соединяясь с сердцевинной нотой, запахи которой медленно, постепенно обогащают всю гамму. Нота сердца должна быть округлой, с запахами, которые либо естественно продолжают начальную ноту, либо контрастируют с ней, но не диссонируя, а согласуясь.

Наконец, запахи конечной, глубинной ноты, подобно следу, шлейфу аромата, должны оставить воспоминание. Однородность, тонкость, округлость, равновесие трех нот должны в конце концов создать впечатление единства. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится не ослабевая как можно дольше, создавая "симфонию".

В большинстве своем, духи с горьким запахом — это шипровые композиции на основе пачули и дубового мха. Своеобразная горечь присутствует в миндале, жасминовом аромате, мимозе, дереве уд (оно же агаровое дерево)… А еще любителям горьких запахов могут понравиться парфюмы с акцентами полыни (в списках парфюмерных нот полынь часто называют "абсент", поскольку классический абсент настоян на этой траве).
горьковато-дымный дуэт полыни и ладана травяная горечь абсента, на фоне мяты и базилика. Ладан, обладающий лимонно-смолистым нюансом, и ароматная лаванда. Древесно-табачную базу разнообразят полутона кожи, ванили, дубового мха.
Начальная горечь (гальбанум, альдегиды, шалфей)
Лучше всего горький аромат раскрывается в холодное время года.
Горько-сладкий миндальный нюанс

Angel от Thierry Mugler известен своим ориентально-ванильным ароматом, построенном на сочетании ягод и фруктов с цветами и сладкой ватой. Далеко не каждый, кому доводилось отведать «Ангела», замечает, что в базе этого аромата содержится горький шоколад.
Шоколадный» эффект усиливается благодаря наличию в композиции еще и кофейных нот

Таким образом, становится ясно, почему искусство парфюмерии приравнено к музыке, а творчество парфюмера - к творчеству музыканта. Тот и другой создают композицию, состоящую из "нот", в прекрасной "оркестровке" - законченное произведение звуков или ароматов.

Отредактировано Grettel (verbena) (2012-02-26 22:21:02)

2

http://uploads.ru/t/f/6/Z/f6ZKy.jpg

Грасс, или Грас (фр. Grasse),
считается общепризнанной мировой столицей парфюмерии. Именно этот маленький городок, а вовсе не когда-то блистательный, а теперь переполненный потными толпами туристов Париж.
От заманчивого побережья Лазурного берега по извилистым узким дорожкам устремляемся вверх. Воздух становится прозрачнее, теряет свои морские соленные нотки, и теперь можно различить едва заметные веяния каких-то смутно знакомых ароматов. Они все настолько индивидуальны, что привычная к поклонению роза не перебивает робких фиалок, мед соседствует с ароматом кокоса, лимонная свежесть не спорит с жасмином. Просто чувствуешь каждый — в отдельности, как хороший сомелье различает составные букета вина.
Здесь производится большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов — а ведь само это определение уже давно стало брендом. Парфюмерное производство начало развиваться в Грассе с XVI века — с появлением ремесленников из Италии, которые по итальянской моде пропитывали кожаные перчатки душистыми веществами для придания приятного запаха. И сегодня можно посетить многочисленные parfumerie, основанные еще в 1700-ых гг! Путеводители не нужны — идите по запаху. Самые известные — парфюмерные фактории семейных династий — Галимар (Galimard), Молинар (Molinard) и Fragonard (Фрагонар). При каждой парфюмерии находятся музеи истории и производственные цехи, куда может заглянуть любой желающий, полюбоваться на пузатые антикварные бутылочки для духов и многие другие символы минувших, но не ушедших эпох, а также пройти инструктаж и научиться по-настоящему разбираться в духах. Хотя до 6 000 ароматов, что различает нос парфюмерных «сомелье», конечно, останется далеко.
Например, тот самый элексир известности мадемуазель Коко включает альдегиды, нероли, иланг-иланг, бергамот и лимон — в качестве верхних нот, база состоит из амбры, сандалового дерева, пачули, мускуса, виверры, ванили, дубового мха, витивера, а в сердце прячутся ирис, корень фиалки, жасмин, ландыш и роза. Эту смесь Шанель выбрала из десяти предложенных вариаций — смесь под номером пять. Так и решено было назвать духи, тем более что «пять» было любимым числом Великой Мадемуазель. Само собой, у Chanel в Грассе собственные предприятия.
В Грассе цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов. Истинная жемчужина парфюмерной столицы — жасмин. Его надо срезать вручную, на рассвете, когда аромат наиболее раскрывается, а затем сразу помещать в холод.
После теоретического и практического курса ароматной алхимии, который проводится в зале с традиционной провансальской обстановкой, каждый участник составляет свою формулу духов.
Раньше в Грасе в основном только производилось сырье для парфюмерии, но теперь «столица ароматов» сама выпускает волшебные духи. В многочисленных бутиках с многовековой историей можно приобрести крем для лица с эфирным лимонным маслом, мыло самых неожиданных ароматных оттенков, эфирные масла, сводящие с ума своим запахом бруски для массажа, душистый крем для бритья, шампуни... И, конечно, духи. Мы провели эксперимент: уронили на кончик пальца невесомую каплю аромата — запах держался сутки, несмотря на многочисленное мытье рук и использование влажных (ароматизированных!) салфеток.
Надышавшись ароматами, необходимо глотнуть свежего отревзляющего горного воздуха и нырнуть обратно, чтобы «чистым» носом выбрать то душистое воспоминание, что увезете с собой из Грасса, будь то кусочек мыла или Chanel No. 5.
Ведь, как говорила Мэрилин Монро, иногда вместо одежды достаточно надеть «несколько капель Chanel № 5».
Автор: Светлана Алеева

А вот, например, что есть в экскурсионных программах:
Вам предоставляется уникальная возможность создать свои собственные духи в городе Грасс. Грасс гордо именуется «мировой столицей ароматов». Город окружен цветочными полями: здесь растут розы, лаванда, жасмин. Защищаясь от средиземноморской жары, местные растения вырабатывают концентрированные ароматические масла, которые входят в состав сотен марок духов. Розмарин и тмин, растущие повсюду, придают воздуху Грасса неповторимый терпкий аромат.

Сначала вы посетите старую часть города, экскурсовод вам расскажет историю Грасса, затем вы посетите музей фабрики «Фрагонар», которая находится в самом центре города. Далее вы приступите к созданию духов в лаборатории фабрики «Галлимар».

Создание духов займет около 2-х часов с перерывом на 10-15 минут. Вас разместят за индивидуальным рабочим столом, на котором многоэтажными рядами выстроились сотни флаконов парфюмерных эссенцией. Опытный парфюмер вам объяснит основные правила составления духов. Вам предстоит самим выбрать из разнообразия запахов около 20 эссенций, которые составят ваш собственный аромат. Специалист-парфюмер подскажет вам как избежать ошибок в комбинировании тех или иных запахов.

Это занятие интересное и захватывающее!!! Затем вам будет необходимо выбрать название для ваших духов, которое будет напечатано на красивой этикетке. В награду за ваш труд вам будет почетно вручен флакон с вашими собственными духами и Диплом ученика-парфюмера. Формулу духов занесут в компьютер, и вы сможете их заказать в любом количестве и в любое время.

Отредактировано Grettel (verbena) (2012-02-26 22:57:40)

3

Из чего делают духи?

Сырье животного происхождения

Серая амбра

Кашалот выбрасывает затвердевший душистый продукт, образующийся в кишечнике, который называется серой амброй. Её не следует путать с окаменевшей смолой без запаха, применяемой при изготовлении некоторых украшений. Собранная рыбаками в море, или прохожими на пляжах, серая амбра исчезает из классического производственного цикла и является редким продуктом, используемым в дорогих духах.

http://uploads.ru/t/d/b/8/db8vK.jpg

Кастореум

Железы внутренней секреции бобра выделяют маслянистое вещество, кастореум, которым бобр пропитывает мех для его защиты. Характерный запах
кастореума используется в композициях шипра с нотами кожи и табака.

http://uploads.ru/t/H/C/J/HCJMS.jpg

Кастореум - пахучее выделение двух внутренних желез бобра, это маслянистое блестящее вещество, которым зверек смазывает свою шерстку, чтобы защитить ее от внешних раздражителей. Бобр распространен в Северной Америке, Канаде и России. Вес мешков составляет около ста граммов, а размер зависит от возраста животного. Кастореум является прекрасным фиксатором в парфюмерных композициях. Он используется в виде спиртового настоя измельченных мешков, либо непосредственно в виде резиноида или абсолю. Кастореум создает теплую, животную ноту, близкую к запаху кожи и парфюмеры используют его в восточных, шипровых композициях, а также в мужской парфюмерии.

Мускус

Железы самца мускусной кабарги содержит зерна мускуса. Используемый в виде настоя мускус придает духам чувственную ноту.

http://uploads.ru/t/B/D/j/BDjo6.jpg

В парфюмерии мускус - это пахучий секрет, получаемый из желез самца мускусной кабарги. Железа внешне похожа на круглый или овальный мешок диаметром от 3 до 8 см, расположенный под кожей в области живота. Кабарга, обладательница мускуса, является жвачным животным семейства косуль. Встречается на высокогорных плато Азии (в Гималаях, в Центральной Азии). Животное, похожее на обычную маленькую косулю весом 10 кг, помечает свою территорию пахучим секретом. Для защиты вида охота на него была запрещена, а экспорт мускуса строго регламентирован. Раньше для того, чтобы получить железы кабарги, нужно было ее убить. Тогда попробовали заняться их разведением, но в неволе секреция прекращалась. Самый безобидный способ заключался в том, чтобы посадить в клетку животное во время брачного периода, когда выделяется мускус, усыпить его, выскоблить мешки и отпустить. Для получения 1 кг мускуса требуется приблизительно 40 мешков. Извлеченный из мешка мускус в зернах - вещество с сильным аммиачным, удушливым запахом, внешне похожее на молотый кофе. После созревания в виде спиртового настоя, запах приобретает животную чувственную ноту, придающую духам полноту. Мускус был очень популярен в греческой и римской Античности, а затем и в эпоху Возрождения, когда вместе с амброй и ладаном он был любимым продуктом парфюмеров; сегодня же его практически больше не используют. Парфюмеры заменили натуральный мускус на синтетические мускусы, значительно менее дорогие.

Виверра

Виверра обитает в Эфиопии. Она имеет около половых желез мешок, в котором вырабатывается мазеподобное вещество с сильным животным запахом, используемом в парфюмерии.

http://uploads.ru/t/4/g/3/4g3TR.jpg

Сивет - выделение желез внутренней секреции небольшого животного семейства виверровых весом примерно 20 кг. Животные обитают в юго-западных провинциях Эфиопии, где все больше их разводят. Около половых желез они имеют мешок в форме полумесяца, из которого выделяется секрет - бежевая или коричневая мазеподобная мягкая масса с очень сильным запахом: получают ее путем выскабливания мешка. При смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций вещество теряет резкость запаха и придает духам оттенки животного тепла и чувственности.

4

Сырье растительного происхождения

ЦВЕТЫ, ЛЕПЕСТКИ, БУТОНЫ И ПОЧКИ

Роза

Уже более трех тысячелетий из всех цветов ценители ароматов выбирают розу. Гомер упоминает о розовом масле, полученном путем размачивания лепестков в оливковом масле, которым Афродита смазывала тело Гектора. В Исламской парфюмерии впервые начали дистилляцию лепестков розы из Дамаска. Персидский город Шираз славился с VIII века своей розовой водой, которая вывозилась до XVII в. в Европу, Индию и Китай. Помимо кулинаров и фармацевтов розовая вода ценилась и западными парфюмерами со времен Возрождения до XIX века. Персидские султаны превзошли всех, набивая свои матрацы драгоценными лепестками. В парфюмерии из сотен известных видов роз используются две ботанические разновидности: Rosa centifolia, которую называют майской или прованской, произрастающей в Грассе и в Марокко, и Rosa damascena, выращиваемая в Болгарии и в Турции. Из розы centifolia в Грассе, получают конкрет, путем обработки лепестков экстракцией летучими растворителями, затем абсолютное масло. Centifolia из Марокко, турецкая damascena обрабатываются и растворителями и водяным паром, последний способ позволяет извлечь эфирное масло. Что же касается Болгарской розы damascena, то она проходит только обработку паром. Сбор роз - очень деликатное дело. Злейший враг в этом случае - солнце, т.к. в жару аромат сильнее, но не такой нежный. Поэтому розы срываются на заре, цветок за цветком, как только можно быстрее. Наибольшее количество летучих веществ в цветке собирается где-то к половине девятого утра. Опытный рабочий набирает от 5 до 8 кг лепестков в час, а за день самые активные набирают до 50 кг. Если эта цифра покажется слишком большой, то нужно знать, что для получения одного килограмма эфирного розового масла потребуется 5 тонн цветов! Из того, что собирают в час, получается чуть больше, чем 1 грамм эфирного масла. Масло состоит почти из 300 соединений, некоторые из них трудно идентифицировать. Это может послужить объяснением тому, что несмотря на успехи синтеза еще не удалось полностью скопировать эту сложную природную смесь. Но мы не будем жаловаться, ведь кроме прекрасных плантаций, засаженных розами и услаждающими наш взор, наше обоняние ощущает восхитительные благоухания, такие как, например, духи Joy Жана Пату или замечательные Paris Ив Сен Лорана.

http://uploads.ru/t/D/X/t/DXtxP.jpg
В Грассе майскую розу собирают раз в году в течение трех недель.
Сбор ее напоминает сбор винограда: год бывает урожайным и не очень.

Жасмин

Цветочная, теплая, животная, пряная, фруктовая ноты: список оттенков аромата жасмина бесконечен.

http://uploads.ru/t/N/8/M/N8Mrv.jpg
В Грассе, где все цветы имеют свое название,
жасмин называют просто "цветок". Жасмин собирают на рассвете. Это настолько хрупкий цветок,
что в час собирают только 700 грамм.
А для одного килограмма жасмина требуется около 8 тысяч цветов!

Вид, используемый в парфюмерии, jasmin grandiflorum. Родом, вероятно, из Центральной Азии и Персии, это деревце появилось в Грассе около 1560 года благодаря испанким морякам.

На сегодняшний день в Грассе осталось лишь несколько плантаций менее 10 га; даже такие известные фирмы как Пату и Шанель с трудом договариваются с фермерами, которые специально выращивают жасмин для их композиций.

Жасмин также растет в Египте, Италии, Марокко и Индии, где ручной труд обходится дешевле. Жасмин - летний цветок, его цветение длится с августа по октябрь. Если сегодня производство жасмина невелико, то в начале века оно составляло 200 тонн в год и даже достигло почти 2 тысяч тонн в период между 1930 и 1940 гг. Когда знаешь, что нужно 8 тысяч цветков для получения 1 кг жасмина, то с трудом можно представить, сколько труда и саженцев требуется для их выращивания. Как и роза, жасмин собирается до восхода солнца из боязни, что роса и жара могут испортить драгоценные белые цветы. Цветы собирают срывая один за другим. Хороший сборщик набирает около 700 грамм жасмина в час. Потом, как можно скорее, цветы отправляют на фабрику, их обрабатывают экстракцией. Необходимо 750 кг цветов для 1 кг абсолютного масла. В тридцатые годы некоторые духи содержали до 10% абсолютного масла жасмина, сегодня эта цифра уменьшилась: в лучшем случае его содержание составляет 1-2%. Из всех белых цветов в парфюмерии наиболее широко используется жасмин. По мнению творцов-парфюмеров без жасмина не могут быть известные духи. Благодаря ему появились такие классические ароматы, как вечные Шанель ?5, Joy Пату, Агрёде Ланвен, Fleur de fleurs Нина Риччи или First, Ван Клиф.

Тубероза

Цветок с дурманящим запахом, Polianthes tuberosa или тубероза родом из Мексики. Была завезена во Францию в XVII веке для разведения ее в Грассе. Тубероза особенно пришлась по душе двору Короля Солнца, когда красавицы украшали ею свои лифы. Сегодня основная часть продукции поступает из штата Карнатака на юго-востоке Индии, где она цветет круглый год. Ее запах сильный, теплый, с бальзамическими оттенками. В парфюмерии используется для композиций восточного типа, таких, как например, Poison Кристиан Диор.

http://uploads.ru/t/J/A/P/JAPCZ.jpg
Тубероза цветет круглый год в Карнатаке, штате на юго-востоке Индии.
Однако цветы, собранные в июле-августе обладают
наиболее полной гаммой ароматов.

Нарцисс

Горный цветок с незабываемым ароматом, растущий на лугах Юра, Альп и Центрального массива. Во Франции насчитывается около десятка видов нарцисса (жонкиль). В парфюмерии используют Narcissus poeticus, достаточно редкий вид, расцветающий в мае. Листья, стебли и цветы обрабатывают экстракцией ратворителями. Полученное абсолютное масло напоминает аромат цветка, со слегка более зеленой нотой благодаря обработке стебля. Это очень дорогостоящий продукт: за 1 кг цветов платят 10 франков, а для 1 кг абсолютного масла нужно 1200 кг цветов. Запах полученного масла очень интенсивный.

http://uploads.ru/t/k/c/3/kc3Hs.jpg
Нарцисс, используемый в парфюмерии, растет на высоте тысячи метров
над уровнем моря. Из цветка и стебля получают абсолютное масло, которое
очень хорошо сочетается с нотами зелени и животными запахами.

5

ЦВЕТЫ, ЛЕПЕСТКИ, БУТОНЫ И ПОЧКИ

Мимоза

Родина мимозы - Австралия, но она отлично прижилась во Франции. С конца января до начала марта ею покрыты массивы Приморских Альп и Вара, которым она придает красивый летний цвет. На самом деле золотые шарики состоят не из лепестков, а из тычинок, чем и объясняется их хрупкость. Невозможно сохранить мимозу, срезанную более 24 часов назад. Обрабатываются цветки и листья, при этом получают абсолютное масло, напоминающее аромат самого цветка, мягкий и "щекочущий". Этот цветок любим англо-саксонцами, но он никогда не использовался для создания главных нот в композициях.

http://uploads.ru/t/h/c/1/hc1Or.jpg
Это зимний цветок без лепестков. Запах мимозы крайне редко используется
как основная нота в духах. Её абсолютное масло с тёплой, пудровой и
цветочной гаммой ароматов входит в композиции с цветочным запахом.

Цветок апельсина (флерд'оранж)

Это цветок целомудрия, по грасской традиции гирлянды из него дарят молодоженам, которые женятся во время его цветения, в апреле-мае. Это цветок Citrus aurantium amara, т.е. горького апельсина, дерева родом из Южного Китая, завезенного в Средиземноморье в эпоху римлян. Путем дистилляции цветов получают эфирное масло, которое называют нероли. Вода, остающаяся после этой обработки, - знаменитая флерд'оранжевая вода. Можно также получить абсолютное масло из цветов апельсина экстракцией растворителями. Выход масла слишком небольшой: из тонны цветков едва получается 1 кг нероли. Листья и ветки горького апельсина также обрабатывают и получают эфирное масло, которое называют петигреневое, а после обработки (выжиманием) апельсиновой кожуры получается масло, называемое бигарад.

http://uploads.ru/t/L/a/6/La6Ie.jpg
Из цветков горького апельсина получают эфирное масло, называемое нероли
по имени герцогини Orcini de neroli, восторгавшейся в XVI веке этим запахом.
Нероли - это продукт с чистым, свежим запахом, с незначительными теплым
и животным оттенками, основа многих одеколонов.

Лаванда

Неразрывно связанная с Провансом, но также и с запахом чистоты, исходящим от продукции для стирки, лаванда уже больше не в моде для парфюмерии. Несправедливая судьба у лаванды, растения, обладающего интересным диапазоном ароматов. Ошибочно полагают, что красота августовских холмов Люберона и плоскогорий Маноска - заслуга лаванды, на самом деле это ее гибрид: лавандин. Настоящая лаванда, используемая в парфюмерии ниже, с более тонким стеблем, себестоимость ее более высока. Растет она в Альпах на высоте от тысячи метров, но особенно распространена в Великобританиию. В начале века британцы создали два прекрасных творения, с использованием лавандовой ноты; это English Iavender, Аткинсон (1910 г.), которая была первой туалетной водой для мужчин и Old English Lavender, Ярдлей (1913 г.), абсолютно необходимым дополнением к британским твидам. Позже их сменил Карон Pour un homme (1934 г.). Сегодня очевидно, что парфюмеры не осмелились бы больше выпускать духи с характерным ароматом лаванды, неизменно связанным с запахом стиранного белья, но лаванда используется в туалетных водах для мужчин для начальной ноты запаха, придающей свежесть композиции.

http://uploads.ru/t/Y/l/u/Ylu0C.jpg
Очень популярную в начале века лаванду больше почти не используют
в духах из-за ее широкого применения в моющих стредствах и освежителях воздуха.

6

КОРНИ И КОРНЕВИЩА

Если экстракция некоторых цветов и растений невозможна, то из их корней получаются превосходные масла. Парфюмеры используют их во многих сочетаниях
Ирис

Из известных 300 видов ириса парфюмеров интересуют только два: Iris pallida и Iris florentina, выращиваемые в основном в Марокко и в районе Флоренции. В парфюмерии используют их корневища. Запах масла отличается от запаха цветка и обладает характерной особенностью: после обработки корневищ он напоминает аромат фиалки. От срока посадки корневища до сбора нужно отсчитать три года. Еще три года требуется, чтобы высушить его и достигнуть наиболее полного аромата. Корни дробят, опускают в воду и подвергают дистилляции. Из одной тонны ириса получают 2 кг чрезвычайно дорогого эфирного масла. Аромат этого замечательного продукта тонкий и очень сильный. Он создает стойкую цветочную и древесную ноту, напоминающую рисовую пудру наших прабабушек. Когда говорят об ирисовом запахе, подразумевается запах масла из корневищ ириса.

http://uploads.ru/t/Q/W/E/QWEmG.jpg
Для парфюмерии представляют интерес корневища ириса.
Лучшие выращиваются во Флоренции, где они и сушатся.

ЛИСТЬЯ, ТРАВЫ И СТЕБЛИ

Герань

Из 250 разновидностей герани парфюмерия выбрала только лишь три, выращиваемые на высоких равнинах острова Реюньон и на берегах дельты Нила в Египте. Эфирное масло герани, полученное после перегонки с водяным паром, придает композициям очень приятный цветочный оттенок. Особенность этого масла заключается в том, что оно содержит химические соединения, которые можно отыскать в розовом эфирном масле, и придает композициям ноту розы.

http://uploads.ru/t/S/J/F/SJFTM.jpg

В парфюмерии используются не цветы, а листья герани.
На острове Реюньон и в Египте выращивают самые
лучшие разновидности герани, отличающиеся от тех,
которые украшают наши сады

Пачули

Знаменитый запах "flower power" хиппи 70- х годов обусловлен пачулиевым маслом, которое получают из сухих листьев Pogostemon cablin, выращиваемого в Индонезии. У пачули очень необычный запах, одновременно камфорный, землистый и древесный.

Фиалка

Используют листья фиалки (Viola odorata). При экстракции растворителями получают абсолютное масло с запахом цветов и сильной нотой зелени. Фиалка очень ши.ко применялась в начале современной парфюмерии (Vera Violetta, Роже и Галле, 1892 г., Violette pourpre, Убиган, 1907 г.). В настоящее время ее часто используют как фиксатор других компонентов.

Мирт

Ветки Myrtus communis позволяют получить эфирное масло, которое при использовании в небольших количествах создает ароматическую ноту в композициях. Это средиземноморское дерево, которое когда-то было посвящено Венере, являлось символом счастливых влюбленных. Римляне для ароматизации добавляли в вино ветви и плоды мирты, листья использовали в банях.

Среди других растений следует упомянуть полынь, дикорастущую траву, из которой получают эфирное масло с травянистым запахом; базилик (базилик французский и базилик экзотический); кипарис, эстрагон, эвкалипт, укроп, лавр, майоран, матэ (небольшое деревце в Южной Америке, листья которого жуют индейцы); мяту, душицу, петрушку, сосну, шалфей лекарственный и шалфей мускатный, табак, чабрец, вербену.

ВЕТВИ, КОРА, МХИ И ЛИШАЙНИКИ

С давних пор используемые для окуривания, эти продукты играют важную роль в современной парфюмерии при использовании в композициях с древесным и шипровым запахом.

Корица

Популярная с XVI века пряность, со всеми признанными ароматами теплых вин и кондитерских изделий, корица используется в парфюмериии в виде эфирного масла. Применяемый вид называется цейлонское коричное дерево (Cinnamomum ceylanicum), которое растет на острове Цейлон, в Малайзии и на Сейшелах. Стойкий и теплый аромат коричного масла незаменим для восточных духов.

Сандал

Amazone, Гермес, Jicky, Герлен, Metal, Пако Рабан... Список духов с использованием сандалового масла велик. Дерево и корни Santalum album перегоняют с водяным паром для получения эфирного масла с теплым и мягким запахом. Самым лучшим считается эфирное масло из Карнатаки, в Индии. Сандаловые деревья на сегодняшний день охраняются, поэтому официально сандал не культивируют.

http://uploads.ru/t/i/R/B/iRBh4.jpg
Сандаловое дерево очень ценится в Индии со времен Античности.
Его используют как дерево для религиозного окуривания, применяется
в столярном искусстве и в парфюмерии после перегонки.

Мхи

Дубовый мох (Evernia prunastri), который собирают зимой и в начале весны в областях умеренного пояса, и древесный мох (Evernia Purfurcea) позволяют получить экстракцией растворителями абсолютные масла, неизменные составляющие композиций с запахом шипра и зелени (Miss Dior, Диор; Quartz, Молино и Kouros, Ив Сен Лоран).

СМОЛЫ, КАМЕДЬ И БАЛЬЗАМЫ

Малознакомые для большей части людей, но высоко ценимые парфюмерами, смолы, камедь, камедь-смолы и бальзамы - все это естественные или вызванные какими-либо повреждениями, выделения некоторых растений. Эти продукты отличаются по растворимости, а смолы, в отличие от камеди, обладают пахучими свойствами.

Бензойная смола сиамская

Эту смолу добывают путем подсечки ствола Styrax tonkinensis, низкорослого дерева, растущего в Лаосе и во Вьетнаме. Из нее экстракцией растворителями получается продукт под названием резиноид, используемый парфюмерами для округления запаха композиции.

http://uploads.ru/t/1/W/R/1WRAs.jpg
Бензойная смола сиамская

Лабданум

Эта камедь-смола образуется из выделений листьев ладанника, Cistus Iadaniferus, кустарника средиземноморского бассейна. Его абсолютное масло очень ценно для сочетаний шипра и амбровых композиций.

Ладан

Boswellia carterii или saera - это дикорастущий кустарник, на юге Аравийского полуострова и в Сомали. Масло, полученное перегонкой, используется для начальной ноты композиций, которым оно придает пряный оттенок. Резиноид, полученный экстракцией, имеет более тяжелый запах, его применяют для основной ноты в восточных и древесных композициях.

Гальбанум

Эта камедь-смола выделяется из надреза ствола Ferula galbaniflua, травянистого растения, распространенного в основном в Иране. После обработки водяным паром или растворителями гальбанум обладает запахом зелени, который превосходно проявился в Fidji, Ги Ларош и в Vent Vert, Бальмэн.

Мирра

Один из даров волхвов, мирра является смолой, выделяемой кустарником Commiphora myrrha. Эфирное масло или резиноид, полученные из смолы обладают ароматом, напоминающим запах лесной чащи. В парфюмерии используется в сочетаниях шипра и папоротника.

Вспомним и о элеми, получаемом из камеди-смолы, выделяемой элеми манильской, большим деревом, растущим на Филлипинах, опопанаксе (или опопонаксе), эфирное масло и резиноид которого напоминают мирру и входят в композицию знаменитых Shalimar, Герлен; толуанский бальзам, извлеченный из дерева, произрастающего в Боливии или Венесуэле, сладкий оттенок запаха которого удачно вписывается е восточные композиции. Следует помнить, что мирра, ладан, гальбанум и опопанакс входили еще в благовония египтян.

http://uploads.ru/t/0/o/b/0ob8h.jpg
Смола опопонакса (или опопонакс).

7

ПЛОДЫ И ЦЕДРА

Фрукты из-за содержания воды имеют слишком слабый аромат для использования в парфюмерии. Применяют только цитрусовые, их кожура содержит пахучие масла, а плоды высушиваются. Парфюмеры относят к "цитрусовым" лимоны, мандарины, апельсины и т. д., ноты которых присутствуют во всех одеколонах и освежающих водах.

Лимон

Получают эфирное масло прессованием кожуры плодов Citrus limon, выращиваемого в Италии, во Флориде, Южной Америке и на Кот д'Ивуар. Масло используют для начальной ноты композиций и благодаря ему достигается эффект свежести.

Апельсин

Используют кожуру плодов горького померанца (Citrus aurantium amara) и апельсина сладкого (Citrus aurantium dulcis) для получения эфирных масел, дающих великолепный эффект в освежающих водах и одеколонах.

Мандарин

Выходец из Китая, где его плоды преподносились мандаринам, Citrus reticulata позволяет получить эфирное масло выжиманием кожуры.

Грейпфрут
Эфирное масло грейпфрута получают из Citrus paradisi, его производят в Израиле и США. Недавно применяемое в парфюмерии, оно часто играет важную роль в сочетаниях цитрусовых запахов.

Упомянем также бергамот, получаемый из Citrus bergamia, его эфирное масло, очень легко испаряется и придает подъем духам. Вспомним и о цедрате, из плодов Citrus medica, широко употребляемом в XVIII и XIX вв., но забытом современными парфюмерами; и о лиметте или зеленом лимоне (Citrus aurantifolia), его масло используется в мужских туалетных водах, спортивных запахах, а также в кока-коле!

Анис и бадьян

Анисовое эфирное масло получается перегонкой с паром мелких сушеных плодов европейской травы Pimpinella anisum. Что касается бадьяна (звездчатого аниса), то его эфирное масло изготавливается перегонкой плодов в форме звезды Illicium verum, огромного дерева, растущего во Вьетнаме и на юге Китая. Этот запах используется в освежающих композициях.

Мускатный орех

Известный ботаникам под названием Myristica fragrans, мускатный орех растет на вечнозеленом дереве - мускатном дереве. Сорванный в свежем виде плод по размеру напоминает абрикос. Его кожура имеет волокнистую структуру красного цвета. Сам же орех имеет терпкий, горький привкус. Оба компонента используют в парфюмерии: пряный запах масла необходим для мужских композиций и современных одеколонов.

Ваниль

Родом из Мексики, ваниль в XVIII в. была завезена в район Индийского океана, на Мадагаскар, в Реюньон и на Каморские острова. Ваниль (Vanilla planifolia), это вьющееся растение из семейства орхидей с бело-зеленоватыми или желтоватыми цветами и немного приплюснутыми стручками. Внутри стручков содержатся черные семена, а их внутренние стенки устланы волосками, выделяющими желтое вязкое вещество с теплым, сладким бальзамическим ароматом. Это масло обладает сильным запахом и фиксирующими свойствами, оно содержится во многих композициях, в частности, в духах фирмы Герлен.

Вспомним и о почках гвоздики, которые на самом деле являются цветоножками гвоздичного дерева, растущего в Малайзии, на Мадагаскаре и в Занзибаре. Сочетание гвоздичного эфирного масла, обладающего пряным и травянистым запахом, с розовым маслом позволяет получить аромат гвоздики, очень важный для парфюмерии. Что касается ягод можжевельника, то достаточно глубоко вдохнуть запах джина, чтобы понять их аромат. Из них получается масло с запахом хвойным, фруктовым и лесным.

Наконец, ягоды чернушки посевной Pimenta officinalis после перегонки дают масло с пряным, бальзамическим запахом, которое парфюмеры используют в малых дозах для восточных сочетаний или для цветочных композиций типа гвоздики.

СЕМЕНА И ЗЕРНА

Кардамон

Семена Elettaria cardamonum, растения, распространенного в Индии, на Цейлоне, в Индонезии и в Центральной Америке, служат сырьем для получения эфирного масла со слегка фруктовым запахом, которое придает подъем композициям.

http://uploads.ru/t/w/Y/u/wYurU.jpg
Семена кардамона.

Кориандр

Эфирное масло кориандра получается перегонкой с паром семян Coriandrum sativum, травы, выращиваемой на Украине, в Венгрии и в Северной Африке. Обладает пряным запахом с оттенком шоколада.

Кумин

Это высушенные семена Cuminum cyminum, травы родом из Средиземноморья и Индии, которые перегоняют с паром, чтобы получить эфирное масло, используемое в папоротниковых и древесных сочетаниях в малых количествах, т.к. его травянистый, пряный анисовый запах очень сильный.

Пажитник сенной

Эта трава, родом из Индии и Малой Азии, играла важную роль в античной и исламской парфюмерии. Экстракцией ее семян получают резиноид. Его запах, вышедший из употребления похож на аромат ореха и сельдерея.

Бобы тонка

В парфюмерии используют семена, содержащиеся в плодах Dipterix odorata, большого дерева, растущего в Гвиане и в Бразилии. Экстракцией получается абсолютное масло, используемое для создания основной ноты в амбровых, табачных и восточных сочетаниях.

http://uploads.ru/t/4/a/J/4aJiD.jpg
Бобы тонка.

Перец

Это плод вьющегося кустарника Piper nigrum, его ягоды сначала зеленые, собирают после того, как покраснеют. Затем они становятся коричневыми. Масло перца употребляется в мужских композициях.

http://uploads.ru/t/x/e/d/xedCi.jpg

8

СИНТЕТИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ

Без альдегидов ?5 Шанель никогда не увидели бы свет, и без гедиона Эдмон Рудницка не создал бы Eau Sauvage! Это может быть удивит некоторых, в равной степени как и все то, что говорилось относительно использования синтетических продуктов в парфюмерии. Если желание воссоздать то, что природа творила в такой гармонии и с таким терпением, и могло показаться самонадеянным, то все-таки именно мудрость руководила действиями химиков в XIX в. Кто сегодня знает имена Перкина, Тимана, Баура, Дарзана, Ружички, Буво или Блана? Однако именно эти люди подарили жизнь современным духам. Ведь до работ в области химии запахов духи состояли из природных компонентов, представляя почти их же ароматы, смешанные парфюмером с его творческой фантазией. Цена полученных таким образом духов отнюдь не способствовала их распространению; и, кроме нескольких экстрактов и одеколонов, духи оставались предметом роскоши для привилегированных слоев.

С 1830 г. несколько химиков, не будучи парфюмерами, начали эксперименты с натуральными душистыми веществами. Речь шла прежде всего о том, чтобы выделить из эфирных масел соединения, казавшиеся наиболее интересными. Так из цитронеллового масла получили гераниол с запахом розы фракционной перегонкой; а ментол был извлечен из мятного масла кристаллизацией. Эти вещества получили название изолятов. В результате первого этапа исследований пришлось констатировать, что многие пахучие компоненты природных продуктов не могли быть выделены либо из-за их ничтожного количества, либо потому, что это обошлось бы слишком дорого, как в случае с ванилином из стручков ванили. Благодаря синтезу, химики создали такие вещества на основе отдельных компонентов, полученных из эфирных масел. Терпены, выделенные из соснового масла, явились источником получения, например, терпинеола, используемого в запахе сирени.

Эти результаты подтолкнули ученых к попыткам получения душистых веществ на основе уже не растительного, а ископаемого сырья, например нефти или угля. Удалось же им это благодаря успехам синтеза: из бензола путем ряда превращений был получен фенилэтиловый спирт с тонким ароматом розы; а из толуола - бензилацетат с запахом жасмина; салициловая кислота явилась исходным продуктом для синтеза кумарина, нового соединения, открывшего дорогу ароматам типа папоротника...

Не довольствуясь получением душистых веществ идентичных природным (I.N.), химики создают новые продукты с оригинальным запахом к великой радости парфюмеров, для которых такие находки означали настоящую революцию - похожую разве что на переворот всей жизни художника, при изобретении новых цветов и красок. Гелиотропин стал важным элементом всех амбровых композиций; благодаря ванилину Герлен создал свои лучшие духи; хинолины с запахом кожи и дыма позволили Шанель создать Cuir de Russie; синтетические мускусы с их теплотой и стойкостью были использованы для основного запаха композиций, являясь прекрасным фиксатором; иононы воссоздали запах фиалки... В результате восстановления жирных кислот были получены альдегиды, которые вначале обескуражили парфюмеров своим резким и даже тошнотворным запахом. Потребовалась смелость Коко Шанель и ее "носа" Эрнеста Бо, чтобы принять эти вещества в мир парфюмерии, так получились легендарные ?5. Рассказывают, что Эрнест Бо сам того не желая немного переборщил с альдегидами и что знаменитые духи - дитя случая. Так или иначе родилось новое направление духов. И можно смело утверждать, что существовать оно будет столько же, сколько и сама парфюмерия.

С конца Второй мировой войны хроматографический анализ - способ, позволяющий идентифицировать соединения, присутствующие в смеси пахучих веществ и рассчитать их количество, открыл просторы для захватывающих исследований соединений, которые находятся в "следовых" количествах в натуральном сырье. Химики же продолжали создание таких замечательных душистых веществ как гедион, без которого, о чем мы уже упоминали, I'Eau Sauvage, Диор не появилась бы на свет. То же и с дамасконами и дамасценонами, которые подарили нам Les Jardins de Bagatelle Герлен и Paris Ив Сен Лоран. Несколько лет спустя исследователи освоили новую революционную технику headspace - анализ паровой фазы, которая позволяет ловить in situ аромат цветка, дерева или воздуха и получить в некотором роде их удостоверение личности, идентифицируя составляющие их химические соединения. Этот метод особенно важен для цветов, которые еще не используют в парфюмерии, таких как орхидеи или цветы глицинии, а также для запахов окружающей среды (запах леса, запах морского побережья). Он же дает возможность максимально приблизить запахи к природным при их воспроизведении, что не всегда удается в случаях с эфирными маслами и абсолютными маслами, аромат которых зачастую далек от запаха растений.

Последний переворот в парфюмерии: метод headspace (анализ паровой фазы), новый неистощимый источник вдохновения для парфюмеров в поиске новых сочетаний ароматов. "Живые запахи" - в данном случае цветка - помещены в стеклянную колбочку соединенную с прибором, позволяющим определить молекулярную структуру компонентов.

В 1952 году известный парфюмер Эрнест Бо утверждал: "Что касается поиска новых веществ, способных определить оригинальность запаха, то здесь нужно будет рассчитывать на химиков. Будущее парфюмерии именно в руках химии". Более чем через 40 лет его высказывание все еще актуально: наука находится на службе у парфюмерии, не отрекаясь от природы, а разумно с ней сотрудничая.

9

Grettel (verbena)
По-моему такая ветка уже есть с  отдельными темами  http://parfumclub.9bb.ru/viewforum.php?id=12

10

таня написал(а):

отдельными темами

Таня, я видела, мне просто хотелось собрать общие сведения, а уж более подробно можно почитать по отдельным темам.


Вы здесь » Парфюм-клуб » Направления, типы, разновидности » Ноты аромата