Соня Рикель - это воплощение стиля и утонченного вкуса во всем. Ткань чернее августовской ночи, швы наизнанку, материя, распущенная по краю бахромой, и знаменитые облегающие пуловеры… Сама Соня утверждает, что смогла найти своё место в Мире Моды только потому, что абсолютно ничего не знала об этой моде: «Мода для меня была чистой страницей, и, поскольку я о ней ничего не знала, то делала то, что хотела».
Чего только нельзя сделать из ниток! Соня Рикель доказывает это миру с 1962 года. Тогда она была беременна. Не сумев подыскать подходящие теплые платья, Соня связала их себе сама. В результате многие женщины захотели иметь такую же одежду, и Соня начала продавать свои модели в модном магазине своего мужа. Как только она разрешилась от бремени, за платьями для беременных последовали платья-свитера, подчеркивающие фигуру, а в скором времени — целые вязаные ансамбли, куда входили свитера, кофты, юбки, широкие брюки, шали и пелерины. Эта одежда была всегда мягкой и удобной, но никогда — обвисшей и мешковатой. Поэтому она полюбилась всем женщинам, которые хотели оставаться стройными и элегантными, даже выглядя по-домашнему.
В 1968 году Соня Рикель открыла свой собственный бутик в Париже. Через пять лет она стана вице-президентом Синдиката Pret-a-porter, каковым и оставалась на протяжении двадцати лет Американцы окрестили ее королевой трикотажа! Ее модели великолепно подходят для свободного времяпрепровождения, но отнюдь не в американском смысле, предполагающем спортивный стиль. Они выдержаны в чисто французском стиле и располагают к элегантному безделью.
Все развивалось как бы помимо ее желания. Соня занималась трикотажем, не имея ни малейшего понятия о том, что такое трикотаж и что такое мода. А потом ее вещи попали на обложку журнала «Elle», и через некоторое время ее уже называли королевой трикотажа. Только тогда она поняла, что надо что-то решать — либо начинать заниматься модой серьезно, либо заканчивать с этим вообще. Сделав свои первые шаги в начале 60-х, она приняла решение заниматься модой серьезно только в 74-м году.
Одержимость идеей «второй кожи» в 1974 году заставила модельера вывернуть одежду наизнанку: «Я хотела показать ту сторону, что прилегает к коже — она более красива. Швы, повторяющие форму тела, — это как своды храма. Очень символично!» В моде от Рикель нет ничего лишнего. Это раскрепощенный, свободный стиль, не ограничивающий движение тела. Более того, в конце 60-х, когда чёрный цвет был уместен лишь на похоронах или для пожилых женщин, никто иной, как Рикель, превратила его в универсальный цвет на все случаи жизни. И мода нынешнего сезона в очередной раз подтвердила ее правоту.
Вместе с успехом в мире моде рос коммерческий успех. В 1968 году она открывает свой первый бутик в шикарном парижском районе. В том же 1968 году парижская пресса сообщила, что годовой объем продаж Сони Рикель только в Америке составил 2 миллиона долларов. Сегодня ей принадлежат 400 магазинов во всех уголках мира, 45 бутиков носят ее имя. Замечательно, что Соня всего добилась сама. Она никогда не пользовалась поддержкой финансовых корпораций, в отличие от многих ее коллег. Зато клиентами Дома Сони Рикельстали такие символы элегантности, как супер-звезды Анук Эме, Изабель Аджани, Жанна Моро, Фанни Ардан.
Без сомнения, в богатом прошлом Сони есть одежда, которая принесла ей оглушительный успех. Это в первую очередь пуловер и трикотаж наизнанку. Есть вещи, которые продаются на протяжении десятилетий (например, очень красивые плиссированные юбки-брюки или пуловеры со швами наизнанку), и все равно остаются новинками сезона. Они всегда разные.
При этом создание красоты, новой коллекции для мадам Рикель - это всегда тяжелый изматывающий труд. Периоды полного счастья сменяются полным отчаянием: «Временами я испытываю к ней потрясающую нежность, как к человеческому существу, а временами, я просто не знаю, что я делаю, мне кажется, что ничего уже придумать нельзя. И, тем не менее, я должна что-то делать…» За шесть месяцев надо создать маленький спектакль на четверть часа, вложить в него душу, найти изюминку.
В мире моды мадам Рикель не ограничивается лишь трикотажем. Аксессуары, модные интерьеры, парфюмерия — и это еще далеко не все, чем она занимается. У нее есть очень забавные и интересные коллекции для детей. Для своей линии парфюмерии Рикель сама разработала дизайн флакона — забавный пуловер с короткими рукавами. «Лицом» рекламной кампании своего последнего парфюмерного творения мадам Рикель сделала дочь Натали. Такой выбор — не просто желание Сони Рикель познакомить весь мир со своей любимой дочерью, но следование основному принципу: создавать моду для обычных женщин.
Вообще, духи — это отдельная тема в жизни Сони Рикель. Ведь платье и духи — лучшие друзья, которые при неудачном выборе могут стать злейшими врагами. У самой Рикель три любимых аромата, и она пользуется ими всеми на протяжении одного дня. Просто ей нравится перемешивать разные духи между собой.
Соня Рикель всегда помнит о таких же обычных женщинах, как она сама, когда творит. Ее осенне-зимняя коллекция изобилует прекрасными костюмами и броскими дорогими шубами для роскошных женщин начала нового тысячелетия, однако Соня не забывает о тех достижениях в моде, которые принес век уходящий. Она сама говорит о своих работах как о шикарных, утонченных и несколько театральных. «Вдохновение мне придают женщины, — уверена Соня Рикель. — Женщины, которых я вижу, рядом с которыми живу, моя сестра, моя дочь, моя мать, мои подруги. Настоящее вдохновение всегда идет изнутри, из души тех, кто тебя окружает, и тот, кто думает иначе, ошибается».
Оставаясь в традиционных для себя рамках коллекций, каждый сезон она придумывает совершенно новый изобразительный язык. В осенне-зимней коллекции 2001/2002 она представила современную женщину, которая как бы зачарована своим изображением в холодном серебристом зеркале и в то же время увлечена яркими обложками модных глянцевых журналов. Поэтому в коллекции сочетается изысканная элегантность и яркая пестрота цветных полосок и пятен. А лозунг коллекции: «Вездесущая игривость без всякого предела!» Даже названия (а именно Соня Рикель, кстати говоря, ввела практику названий для коллекций одежды) говорят сами за себя — например, «Алый поцелуй».
Ее героиня сексуальна, и в то же время похожа на модный ныне тип андрогина — искусственного бесполого человека. Карт-бланш дан невероятно коротким юбкам в сочетании с высоким каблуком. В огромном количестве присутствуют куртки и брюки (причем брюки частенько явно мужского покроя). И конечно, на подиуме царят две традиционные для Сони Рикель тенденции — обилие трикотажа и обилие черного цвета.