Жан-Поль Герлен, желая передать свое мастерство и желая привлечь в высокое парфюмерное искусство молодые таланты, в 1970 году во Франции открыл парфюмерный университет - Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l'Aromatique Alimentaire (ISIPCA). Каждый год для обучения набирают около 400 студентов. Наряду с парфюмерами, в университете проходят обучение студенты по специальностям маркетинг парфюмерной и косметической промышленности, менеджеры по производству ароматных добавок и менеджеры парфюмерной и косметической промышленности.
До того, как был создан ISIPCA, парфюмерному делу можно было обучиться только в лабораториях при парфюмерных фабриках. В силу этого, столь интересная профессия раньше была династической. Специалистами по созданию ароматов могли стать только дети или родственники владельцев фабрик. Это не значит, что с открытием университета эта практика себя изжила. Школы при лабораториях до сих пор работают (школа в знаменитом городе Грассе), но в них набирают небольшое количество обучающихся.
Изысканное парфюмерное искусство напрямую связано с изготовлением разнообразных парфюмерных изделий, а это значит, что студенты параллельно получают и промышленно-технические навыки. Они обязаны найти парфюмерные предприятия, на которых в процессе обучения проходят практику, а эти предприятия платят за их обучение школе. Предприятия и студент заключают между собой договор. Каждые два месяца молодые люди слушают лекции в университете, а затем два месяца проходят практику на фабрике. Тому, кто не хочет связывать себя контрактом, необходимо внести за учебу 10000 евро.
На отделение парфюмерии ISIPCA ежегодно принимают только 20 человек. Критерии отбора достаточно строгие: предпочтение отдают только тем, у кого есть хотя бы три курса факультета химии любого вуза.
Первый этап отбора – это экзамен по предмету органическая химия и ольфактивные тесты (распознавание запахов). Экзаменующимся предлагают тестеры с запахами лимона, лаванды, корицы, кофе, древесными запахами, и они должны правильно назвать аромат. Далее абитуриенты проходят собеседование по общим положениям парфюмерии и косметологии. После первого отсева, оставшиеся претенденты на учебу проходят еще одно собеседование, на котором присутствуют не только преподаватели отделения парфюмерии, но и представители парфюмерных фабрик. Специалисты оценивают возможности абитуриента, а также дают заключение о том, насколько велико желание у него стать мастером. Ведь каждый человек, обладая более или менее развитым обонянием, способен стать парфюмером. Но не все обладают сильным желанием овладеть этой профессией.
Для того, чтобы получить квалификацию инженера парфюмерной промышленности, необходимо два года обучаться на парфюмерном отделении. Студентам преподают различные предметы. Это изучение и анализ ароматоносителей, изучение органической химии и методов производства, основы промышленного законодательства, организация и менеджмент производства, всемирная история парфюмерии. И одно из самых важных практических занятий – ольфактивность и составление духов. На этот курс отведена половина всех учебных часов.
Как же в университете обучают распознавать и запоминать запахи? Для этого нужно хорошо развить память на ароматы. Чтобы на всю жизнь запомнить тот или иной запах, студент должен научиться идентифицировать его, другими словами, определить его ольфактивную принадлежность к той или иной категории и его основные качества. А для этого нужно уметь правильно нюхать. Профессионал с легкостью способен сопоставить запах с тем, который у него «записан» с помощью нейронов мозга в память. То есть, ольфакторная память – это процесс, в котором задействован разум, а нос может распознать любой запах только лишь по описанию его составляющих, даже при физическом отсутствии ингредиента.
Студенты занимаются подобной практикой от 7 до 14 часов в неделю. Занятие длится по меньшей мере, 3.5 часа. Сначала студенты разбирают 12 ароматов – 6 синтетических и 6 натуральных. Им подробно поясняют происхождение запаха, рассказывают о его носителях, составных частях, о его особенностях. Далее студенты изучают специальную ольфактивную лексику и стараются самостоятельно описать запах. Это, так сказать, теоретическая часть занятия. Вторая часть – практика. Она строится на тестировании вслепую (blindtests). Студентам предлагают тест без названия, и они должны распознать аромат. На первых занятиях тест состоит из пяти запахов, но к концу курса обучения будущий парфюмер обязан уметь распознать 300 основных запахов. К тому же, нужны ежедневные тренировки, чтобы не утратить навыков. Так молодой музыкант изо дня в день играет гаммы, чтобы развить технику игры и не лишиться гибкости пальцев. Студенты в начале пути получают чемоданчик, в котором находятся 300 миниатюрных флакончиков с эссенциями. На этикетках вместо названий написаны цифры. Расшифровка нумерации записана на листе бумаги. Молодые парфюмеры нюхают флакончик, если запах легко узнаваем, значит, они его запомнили.
В процессе обучения студентам запрещено пользоваться косметикой и парфюмами, так как присутствие других запахов притупляет обоняние и сводит на «нет» полученные знания.
Во время сдачи выпускного экзамена, будущий парфюмер должен вслепую распознать и охарактеризовать 12 ароматов, выбранных по воле случая из 300. Чтобы получить оценку «удовлетворительно», необходимо правильно назвать 10 запахов. В процессе учебы в университете высоко ценится стремление к знаниям, прилежание. Составлять новые композиции или, по определению профессионала, «формулировать», студенты начинают во втором полугодии первого курса, когда хорошо развилась ольфакторная память. В первую очередь, они должны хорошо владеть основными приемами парфюмера: знать описание компонентов, уметь их смешивать и взвешивать, составлять гармоничные ароматы.
Когда и этот этап пройден, можно создавать настоящие духи. Начало такой практики – это «формулирование» натуральных компонентов. Для примера – запах розы состоит из 700 составляющих. Воссоздать точно такое большое количество невозможно, но очень важно научиться составить ольфакторную пропорцию основных компонентов с конкретной долей нюансов, которая бы максимально близко приблизилась к запаху настоящего цветка.
Далее учат составлять классические композиции, начиная с традиционного одеколона и освежающей туалетной воды и заканчивая созданием элитных образцов. Студенты вновь создавали такие шедевры, как «Vent Vert» от Balmain, «L'Air du Temps» от Nina Ricci, «Chanel №5» и.т.п. Второй курс – это реконструкция современных духов, причем каждый раз предлагают другие парфюмы. В этом году вниманию студентов предложили «Le Baiser du Dragon» от Cartier и «Rockin' Rio» от Escada.
Весь второй курс молодые специалисты создают собственные ароматы. Спонсируют этот творческий процесс престижные парфюмерные компании. Это происходит по такой схеме: весь курс вместе с отделение маркетинга делят на небольшие группы, выбирают тему композиции (в этом участвует фирма-спонсор, и она имеет, порой, решающий голос). Далее первая группа координирует процесс реализации проекта, вторая занимается разработкой дизайна флакона и упаковки, третья занимается вопросами производства, четвертая маркетингом и т д. Основа группы из 5-6 человек работает год над созданием новой формулы духов. Тираж выпуска – всего 3000 флаконов. Надо сказать, что эти парфюмы от ISIPCA высоко ценятся у истинных знатоков ароматов и у коллекционеров.
В этом году была предложена тема «Античное сладострастие». В этой композиции должен был преобладать запах розы. А парфюм, созданный год назад, назывался «Пряности». Он тонко благоухал специями.
Нужно пройти серьезное обучение, пройти практику на фабриках, постоянно совершенствоваться, но только через 10 лет выпускник имеет право называться парфюмером. За прошедшие годы в его активе уже не 300 распознаваемых ароматов, а 500-600. На знаменитых парфюмерных фабриках есть выдающиеся специалисты, которые знают до 1500 запахов. Завидное мастерство!
Не все выпускники парфюмерного университета становятся мастерами своего дела или выдающимися кутюрье. Человек, проявивший неплохие результаты при обучении, может стать технологом на комбинате по выпуску бытовой химии и создавать отдушки для мыла и стиральных порошков. В его работе также необходимо иметь навыки распознавания запахов с точки зрения простого обывателя, чтобы новый образец стал хитом сезона. Хорошие знания в области парфюмерии нужны и продавцам-косультантам в магазине. Нужные и полезные профессии. Но только некоторым из выпускников улыбается капризная судьба, и их талант начинает все ярче сиять на неприступном Олимпе. Они способны покорить всех своими творениями. Их композиции кружат головы, очаровывают, пробуждают лучшие чувства и низвергают в пучину страсти. Для этого недостаточно одного таланта и 10 лет обучения. Для этого нужно быть упорным тружеником и сильно верить в свою звезду. Только тогда суровые небеса повернуться к тебе лицом.
Вот имена тех, кто оставил яркий след в парфюмерном искусстве:
Жан Гишар. Окончил университет в 1973 году. Автор композиций Cacharel «Eden» и Nina Ricci «L'Air du Temps».
Анне Флипо. Выпуск 1984 года. Создатель композиций «Роuр'ее» для Rochas и «Rykiel Woman» для Sonia Rykiel.
Анник Менардо. После окончания ISIPCA (1988 год) создала духи для компании Lolita Lempicka, женские и мужские ароматы для модной марки Emporio, «Miracle So Magic!» для Lancome.
Франсис Кюрджан. Окончил университет в 1992 году. Автор мужского парфюма «Le Male» для Jean Paul Gaultier, женского аромата «Miracle» для Lancome.
Отредактировано Grettel (2012-12-07 21:08:56)