Гениальный парфюмер Франсуа Коти как-то сказал: "Дайте женщине самую лучшую композицию ароматов, которую вы можете составить. Представьте ее во флаконе, простом, но безупречном. Назначьте за это разумную цену, и возникнет бизнес, которого мир прежде не видел".
Арман Петижан, ученик великого Коти, хорошо освоил уроки мастера. Он создал парфюмерный дом Lancome.
Парфюмер
Арман Петижан - небольшого роста, с тщательно ухоженной бородой и тонкими усами, всегда безупречно одетый, с прекрасными манерами - был любимцем женщин и страстным любителем роз. Великолепный розарий в его саду в местечке Ville d`Avray считался одним из лучших во Франции. Именно розу Арман Петижан сделал эмблемой созданной им компании Lancome. Эту золотую розу сейчас знают женщины всего мира.
Когда в 1935 году Арман Петижан основал Lancome, ему было уже пятьдесят лет. Позади осталось несколько профессий, несколько стран и один учитель. Юношей он уехал в Южную Америку, где продавал самые разные товары из Европы - от духов и шампанского до железнодорожных двигателей. Во время первой мировой войны он поспешил вернуться во Францию, где поступил на военную службу. Однако вскоре его вытащили из окопов, чтобы доверить особую миссию - дипломатическую. Он водил по парижским музеям послов из Бразилии и Чили, демонстрируя им величие французской культуры и исподволь убеждая помочь Франции в войне. Обходительность и шарм Петижана помогли его родине привлечь сторонников в войне, а самому Петижану открыли новые перспективы.
По окончании войны ему предложили пост посла в Бразилии, а когда он отказался - портфель министра пропаганды. Но он не захотел быть и министром. Судьба свела его с Франсуа Коти, отцом современной парфюмерии, который показал Петижану, что мир ароматов отнюдь не эфемерен и может приносить реальные деньги.
Великолепная пятерка
С Коти Петижан сотрудничал до тех пор, пока мастеру не пришла в голову революционная идея: автор редких и изысканных ароматов решил сделать духи из предмета роскоши доступным для всех удовольствием. Арман Петижан с этим был не согласен и расстался с учителем, чтобы создать собственную парфюмерную марку. Дорогую и престижную.
Он был не одинок. Вместе с ним в эту авантюру пустились братья д`Орнано (один из них впоследствии основал знаменитый косметический брэнд Sisley), химик Пьер Велон и замечательный художник Жорж Делом, бывший директор по дизайну Coty. Петижан долго выбирал название для новой марки. Он мечтал о настоящем французском слове, в котором бы слышалось эхо знаменитых исторических имен - Brantome, Vendome... Гийом д`Орнано вспомнил о замке в департаменте Эндр под названием Lancosme. Беззвучное "s" поменяли на кокетливую крышечку-циркумфлекс и получилось истинно французское имя, которое легко произносится на любом языке, - Lancome.
Дебют своей марки Петижан обставил с шиком. Он выпустил одновременно пять новых ароматов, представив их миру в июне 1935 года на открытии Всемирной ыставки в Брюсселе. Каждый был упакован в роскошный позолоченный флакон, увитый хрустальными цветами и херувимами, и все они выгодно отличались от аскетичных бутылочек, выдержанных в строгом минималистическом стиле того времени.
Чуть позже их создатель Жорж Делом пояснил: "В 30-х шиком считалось отсутствие чего-нибудь. Голые стены, лицо без макияжа. Флаконы духов были плоскими, прямоугольными. Мы хотели сделать все наоборот". Флаконы Tropiques, Conquete, Kypre, Tendres Nuits и Bocages сейчас являются коллекционной редкостью и стоят баснословных денег.
Все пять ароматов завоевали двойные медали на Брюссельской выставке. Однако показатели продаж были далеко не такими блестящими - продавцы просто не знали, что делать с новорожденным брэндом. Тем не менее в следующем году Петижан устойчиво держался на плаву. "Духи - это престиж, цветок в петлице,- утверждал он.
Он создал школу технологов Ecole, первые уроки которой прошли в Париже в начале 1942 года, в самый разгар войны. Тщательно отобранные студентки изучали анатомию и психологию, технологию производства продуктов по уходу за кожей и технику продаж, рисовали, моделировали и осваивали технику нанесения макияжа. А потом разъезжались по всему миру, самим своим обликом доказывая, что нет ничего лучше, чем духи, косметика и кремы Lancome. За то, что золотая роза проросла сквозь железный занавес, россиянки должны благодарить выпускницу Армана Петижана Нину Гошер. Эта очаровательная француженка вскружила голову самому Хрущеву, и советское правительство заключило с Lancome контракт.
Золотая роза - эмблема успеха
После войны Петижан смог наконец дать волю своим парфюмерным амбициям. В 1947 году он выпустил Marrakech, а три года спустя легендарные духи Magie. Аромат, основанный на древесных запахах с нежными нотами жасмина, был помещен в великолепный флакон с хрустальным орнаментом - очередной шедевр Жоржа Делома. Еще через два года появился первый Tresor - утонченный восточный аромат, представленный в роскошном хрустальном флаконе, ограненном, как бриллиант. Чтобы отметить выпуск нового продукта, Петижан устроил бал, во время которого восточный принц Tresor танцевал с волшебной феей Magie в балете, поставленном самим Сержем Лифарем. Magie и Tresor возвели Петижана в статус величайшего парфюмера своего времени.