Открытие альдегидов сыграло очень важную роль в парфюмерии. Альдегиды – это органические вещества, формирующие в аромате цветочные и фруктовые оттенки. В достаточно большой концентрации они источают запах прогорклого сливочного масла, но когда их разбавить, начинают благоухать нежнейшими оттенками цветов.
Альдегидные ароматы по запаху мало чем отличаются от традиционных тонов пудровой, шипровой и восточной групп, но все же и у них есть неповторимые черты, по которым их отличают специалисты. В первозданном виде, наряду с запахом окислившегося жира, они способны подарить шлейф тяжелого запаха или запаха сгоревшей парафиновой свечи.
Тем не менее, альдегиды – это уникальный компонент, так как он способен «подстраиваться» под индивидуальный запах кожи человека. К тому же, они делают ароматы более насыщенными, и с их помощью можно имитировать природные ингредиенты, например, редкие восточные пряности, изысканные и дорогостоящие розовые компоненты.
Песнь славы альдегидам начали петь еще в 1921 году, когда появились культовые духи «Chanel №5». В них было, по тем временам, слишком много этих химических элементов. Но Коко Шанель не отступила, доказав всему миру раз и навсегда, что цветов слишком много не бывает не только в руках у женщины, но и в стеклянном флаконе. Главным козырем легендарной Коко были синтетические вещества, которые получали путем восстановления жирных кислот. Чистая химия, но это событие явилось знаковым в парфюмерной отрасли.
Триумф альдегидов предварили некоторые открытия в науке химии, которые опирались на богатый опыт человечества. Ведь, по сути, синтетики были известны еще в давние времена. Многие любознательные люди стремились разгадать секреты ароматов. Китайцы и японцы получали ментол из мятного масла, к тем же далеким событиям можно отнести записи о камфоре и борнеоле, которые легко научились получать из эфирных масел в виде кристаллов. Практически, до конца 80-х годов 19 столетия, ароматы производились только из природных ингредиентов. Поскольку, технологии изготовления парфюмов были достаточно сложные, то и цена за флакон духов была немаленькая. Еще в середине 19 века ученые научились делать детальный анализ запахов. Далее последовали исследования, в результате которых был синтезирован запах ванили, после него – кумарин (заменитель зеленого папоротника). В 1884 году была найдена формула мускуса. Это сразу привлекло внимание известных парфюмеров, таких как Герлен и Хобиган. Они начинают экспериментировать с появившимися компонентами и как результат – создание аромата «Jicky» на основе сандалового дерева и кумарина. А в 1912 году Хобиган, чтобы добавить оттенок лилии в композицию «Quelques Fleurs» снова обратил взоры к химии и ввел в состав духов вещество гидроксицитронеллал. И только лишь через десять лет свет увидел аромат, состоящий только из синтетических компонентов – «Chanel №5».
Этому предшествовала интересная история. В 1920 году Коко Шанель познакомилась с известным парфюмером, эмигрантом из России Эрнестом Бьюкасом, который в то время сотрудничал со знаменитым Домом Rallet in Grasse в Провансе. Он разработал новый ингредиент, который, в первую очередь, предложил самому именитому парфюмерному Дому Coty. Компания не пожелала иметь с ним дело, когда ее представители узнали о невысокой стоимости компонента. Отпугивало и то, что с ним было сложно работать: тяжелый резкий запах не вдохновлял на творчество. Помимо этого, альдегиды слишком летучие, их сложно было закрепить в аромате. Но Коко Шанель, с ее фантастическим чутьем на все прогрессивное и очень выгодное, была иного мнения. Она нашла то, что так долго искала – изысканный легкий аромат.
Это было абсолютно новое направление в парфюмерии. К тому же, это давало шанс развивать собственную марку. По обоюдному согласию, Эрнест Бьюкас продолжил работу с Коко Шанель над ее композицией. Она создавалась на основе майской розы, иланг-иланга, жасмина, циветта, нероли, мускуса, древесины и ванили. Когда же парфюмер добавил альдегиды, аромат приобрел свой неповторимый шарм и колорит. Его можно было запускать в производство.
Талант Эрнеста Бьюкаса (Эрнеста Бо, как впоследствии называла его Коко Шанель) способствовал новому витку развития парфюмерии. Композиции с альдегидами носили черты абстракционизма, что было тогда новым и интригующим. Вполне узнаваемые компоненты в композициях заменялись сложными ингредиентами, которые не удавалось четко определить, но которые сливались в утонченный и необычный запах.
Эффект был сродни абстракционизму в искусстве. Отказ от узнаваемых форм и образов в работах художников Кандинского, Мондриана, Малевича, Миро, был очень похож на уход от узнаваемых оттенков в духах. Это был новый взгляд на привычные вещи. Эстетика «Chanel №5» носила черты оригинальности и экстравагантности. Неординарность послужила началом поклонения аромату, который стал иконой стиля и изящества. Альдегиды в сочетании с цветочными нотами звучат романтично, женственно и нежно. Визуально это можно представить себе как взгляд сквозь холодное стекло, покрытое мельчайшими капельками влаги. Красота замысла Шанель и Бьюкаса так очаровала всех, что парфюмы с альдегидами отнесли к отдельному классу: семейство ароматов цветочно-альдегидные. В активе специалистов есть много ароматных компонентов со структурой альдегидов, иными словами, имеющих в составе молекулы альдегидную группу. Но только дециловый, ундециловый, ундециленовый, лауриновый альдегиды широко применяют в парфюмерии.
Бытует мнение, что, работая с летучими компонентами, Эрнест Бьюкас нарушил ранее согласованную пропорцию веществ, и конечный вариант «Chanel №5» был получен случайно. Но это только красивая легенда. Существует документ, подтверждающий наличие нескольких проб, из которых Коко Шанель выбрала пробу под номером пять, считая ее самой удачной. А таких тестеров во время работы было двадцать четыре. Формула от известного парфюмера могла принести лавры многим модным Домам, но Его Величество Случай выбрал Коко Шанель. Ее альдегидная композиция по сей день позиционируется как эталон нового веяния – эры синтетических ароматов в парфюмерии. И хотя сейчас многие кутюрье ратуют за природность и естественность ингредиентов, альдегиды упорно не сдают свои позиции и используются для создания новых изящных композиций.
Так что же это – счастливое стечение обстоятельств или устойчивый успех? Потому что альдегиды вновь набирают популярность в парфюмерной отрасли. Они любимы за сильное и свежее дыхание, за способность подчеркнуть красоту цветочного запаха в классических парфюмах. Они используются в совершенно разных по характеру композициях. Среди появившихся недавно миниатюр, первенство быстро завоевали духи «Maitresse» от Agent Provocateur, «Rumeur» от Lanvin, «Now» от Azzaro. Креативные компании также широко используют альдегиды в своих ароматах. Это такие композиции как «Baghari» от Piguet или «Cardinal» от Heeley.
Если альдегидные составы раньше были прерогативой женского направления, то сейчас и в мужском все чаще используют эту группу веществ. Можно назвать ароматы «Polo Black» от Ralph Lauren, «Allure Homme Sport» от Chanel, «Onyx» от Azzaro. И это только малая толика прекрасных композиций. Наряду с проверенной и заслуженной классикой – «Jicky», «Chanel №5», «Climat Lancome», «Madame Rochas», рынок парфюмерной продукции уверенно осваивают «молодые» ароматы. Это нежный и эротичный «First» от Van Cleef & Arpels, почитаемый многими женщинами «Armani Mania» от Armani. К этому же списку можно добавить туалетную воду с превосходным запахом «Aqua Pour Homme Marine» от Bvlgari, композицию с флером чувственности и загадочности «White Linen» от Estee Lauder. В ней перекликаются свежие и легкие тона белых цветов и зелени.
Кроме того, к семейству альдегидных относят и совсем новые миниатюры, которые уже завоевали признание у потребителя.
«Spirit for Men» от Antonio Banderas. Композиция с ярким и сильным характером. В ней заключены искрящиеся эмоции и взрывные чувства. Она обладает такой силой, что способна легко изменить настроение и мироощущение. Создана для исключительных натур, смело смотрящих жизни в лицо. В ее составе амбра, пачули, корица, мускус, цитрусы, нероли, ладан, бергамот (2008 год).
«Now Women» от Azzaro. Композиция для женщин. Парфюмеры: Анни Бюзантьен (Annie Buzantian) и Альберто Мориллас (Alberto Morillas). Цветочный аромат с нежным характером и нотами искрящегося рома и белого чая. Каждая грань композиции отточена до совершенства. Гармоничный и легкий парфюм предназначен для хрупких и мечтательных женщин, которые открыто смотрят на мир, дарят окружающим улыбки и тепло. В составе композиции альдегиды, ром, чай, амбра, цветочные компоненты (2007 год).